Facebook Tubastas  vk Tubastas  youtube Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

25.05.2017 Техника языка при игре на духовых инструментах

При игре на духовых инструментах функциональная деятельность языка имеет не менее важное значение, чем работа губного аппарата или дыхательной мускулатуры. Играя роль своеобразного клапана, язык формирует и регулирует движение в инструмент выдыхаемой струи воздуха и тем самым оказывает существенное влияние на весь процесс звукоизвлечения.

Началу извлечения звука предшествует вдох. В этот момент язык находится на дне ротовой полости, не мешая вдыхаемому воздуху. Одновременно с окончанием вдоха играющий плотно смыкает углы рта и подводит кончик языка к губной щели. Это делается для того, чтобы предотвратить преждевременный выдох струи воздуха в инструмент. Для извлечения звука духовику остается лишь отвести кончик языка от губной щели и дать возможность выдыхаемой струе воздуха воздействовать на возбудитель звука (губы или трость).

tongue

В первый момент звукоизвлечения, т.е. атаке, язык, подчиняясь воле исполнителя, отталкивается назад вглубь рта и открывает губную щель. Выдыхаемый воздух, скопившийся в предгортанни под действием дыхательной мускулатуры, сразу же устремляется через возбудитель звука в освободившееся отверстие, приводя в колебание воздушный столб, заключенный во внутреннем канале инструмента. Так происходит звукообразование на духовых инструментах.

 

Строение и функции мышц языка

Анализ звукообразования на духовых инструментах показывает, что движения языка при игре отличаются большой интенсивностью и разнообразием. Свойственная языку большая функциональная подвижность объясняется наличием в нем целого комплекса хорошо развитых мышц.

Различают наружные и внутренние языковые мышцы.

К наружным относятся: подбородочная, подъязычная и шилоязычная мышцы. Эти мышцы, находящиеся вне языка, начинаются от определенных костных точек и заканчиваются в толще языка.

К внутренним или собственно языковым мышцам относятся: продольная, поперечная и вертикальная мышцы. Продольная мышца способствует активному движению языка вперед и назад, обеспечивая играющему возможность звукоизвлечения; поперечная помогает сузить широкий язык, свободное движение которого ограничивается тесным соприкосновением с зубами; вертикальная мышца, делая язык более плоским или рыхлым, готовит его к различным видам атаки.

Разнообразие действий языка объясняется результатом сокращения отдельных языковых мышц, которые в целом, совместно с работой амбушюра, дыхательного аппарата и при постоянном слуховом контроле обеспечивают возможность выполнения разнообразных приемов атаки звука и исполнения различных штрихов.

irer Штрих и его роль при игре на духовых инструментах

Синдром сорванного амбушюра

Процесс приспособления дыхательной системы к условиям игры на тубе