24.05.2017 Штрих и его роль при игре на духовых инструментах
Исполнение, в котором не используются краски, достигаемые различными штрихами, производит вялое, однообразное впечатление. Чем больше исполнитель применяет на практике разнообразных штриховых приемов, тем выше его мастерство. Поэтому грамотно подобранные и исполненные штрихи всегда способствуют выразительности исполнения и правдивому отображению содержания музыки.
Что такое штрих?
Определенные формы звуков, возникшие в результате применения различной артикуляции, но несущие уже в себе художественно-смысловое содержание называются штрихами.
Штрих (нем. strich – черта, линия, streichen - вести) – исполнительский прием, связанный с началом (атакой), ведением, соединением и окончанием извлекаемого на инструменте звука и придающий ему определенный характер и окраску.
Роль штрихов при игре на духовом инструменте
С помощью штриха определяется стилистика, образное содержание, особенности трактовки исполняемой музыки (произведения).
Принципы и названия основных штрихов при игре на духовых инструментах изначально были заимствованы из практики исполнителей на струнных смычковых инструментах (detache, portato, staccato, martele), поскольку понятие «штрих» в практике музыкантов возникло у скрипачей, и был связан с разнообразными способами ведения смычка.
Со временем в практику духовиков вошли штрихи вокалистов (legato, portamento) и пианистов (glissando). В процессе исполнительства появились новые штрихи, отражающие специфику духовых инструментов, такие как frullato и двойное staccato.
Одну из первых и наиболее значительных попыток систематизировать вопрос о штрихах при игре на духовых инструментах предпринял в 30-х гг. выдающийся советский исполнитель и педагог Владислав Михайлович Блажевич. В своих методических трудах «Школа для раздвижного тромбона» и «Школа коллективной игры на духовых инструментах» В.Блажевич подробно изложил свои взгляды на сущность различных приемов звукоизвлечения, которые заслуживают серьезного внимания.
В.М.Блажевич заявил о возможности применения при игре на духовых инструментах следующих видов атак:
- атака без толчка языка;
- мягкая атака (portamento);
- атака non legato;
- звучащая атака (detache);
- акцентированная атака (sforzando);
- тяжелая атака (pesante);
- короткое staccato (spiccato);
- отрывистое staccato (secco) и staccatissimo;
- двойное staccato;
- тройное staccato.
Три группы штрихов Б.Григорьева для духовых
Развивая и систематизируя взгляды В.Блажевича на штрихи духовых инструментов, его ученик Б.Григорьев в своей «Школе игры на тромбоне» разделил штрихи на три группы:
- группа твердой атакировки (detache, pesante, marcato);
- группа укороченной атакировки (spiccato, secco, staccatissimo);
- группа мягкой атакировки (non legato, tenuto, portamento).
Эта систематизация обеспечивает тесную связь штрихов с атакой звука.
В силу постоянного совершенствования приемов музыкальной выразительности, обогащения и усложнения звуковой палитры оркестра и сольных произведений процесс образования и консолидации (слияния, объединения) новых штрихов на духовых инструментах будет продолжаться и дальше.
Пять групп штрихов на духовых инструментах:
Как артикуляционное явление каждый штрих имеет три зоны: начало (атаку), стационарную часть (продолжительность звучания) и окончание. В зависимости от вида атаки звука, характера его развития и окончания штрихи духовых инструментов объединяются в пять групп.
Штрихи, исполняемые твердой атакой звука:
1. Detache (франц. detacher – отделять)
Штрих выполняется посредством определенной, энергичной атаки и полноценного выдерживания длительности звучания. Графического обозначения не имеет.
2. Tenuto (итал. – выдержанно, точно по длительности и силе)
Штрих, производный от detache. Обозначается чертой над или под нотой.
3. Marcato (итал. marcare – выделять, подчеркивать)
Штрих выполняется посредством концентрированного, акцентированного начала звука с дальнейшим его ослаблением к концу длительности. Обозначается знаком акцента.
4. Martele (франц. marteler – молотить, чеканить)
Прием предельно четкого, жесткого извлечения звука и выдерживания динамики до конца длительности. Обозначается заостренным клином в ноту.
5. Staccato (итал. - отрывисто)
Прием короткого исполнения звука (приблизительно половина записанной длительности). Атака острая, окончание активное, со слогом «тит». Обозначается точкой над или под нотой.
6. Staccatissimo
Разновидность стаккатного штриха. Звучит короче staccato (обычно четвертая часть длительности). Окончание звука также прекращается движением языка («тит»). Обозначается словом staccatissimo.
Штрихи, исполняемые мягкой атакой звука:
1. Non legato (итал. – не связно)
Атака мягкая, звук выдерживается приблизительно 3/4 написанной длительности (1/4 приходится на паузу, поэтому между звуками при игре прослушиваются легкие паузы), окончание без участия языка. Обозначается точками, стоящими над нотами, объединенными лигой.
2. Portato (итал. portare – нести)
Прием скользящего перехода от одного звука к другому, мягкого подчеркивания как-бы непрерывно тянущегося звука. Длительность звука предельная. Обозначается знаками тире над или под нотами, объединенными лигой.
Штрих, исполняемый фрикативной атакой звука:
1. Frullato (итал. frullare – свистящий, вращаться)
Специфический штрих духовиков, имитирующий тремоло струнных инструментов. Начало звука выполняется путем простой атаки, окончание звука может быть как с участием, так и без участия языка. Тремолирующее ведение звука осуществляется двумя способами: посредством кончика языка («тр», «фр»), или с помощью язычка, находящегося у основания языка («хр», «кр»). Находящийся в определенном напряжении язык, как пружина, пропуская воздух в инструмент, постоянно вращается под нёбом. Обозначается словом «frullato».
Штрихи, исполняемые комбинированной атакой звука:
1. Двойное стаккато (применяется, как правило, на флейте, корнете, трубе, валторне, тромбоне и фаготе).
Основанием для его применения служит, как правило, скорость исполнения. Двойное чередование образуется путем последовательного повторения твердой и вспомогательной атак («ту-ку»). В нотной записи специального обозначения не имеет.
2. Тройное стаккато
Образуется двукратным применением твердой атаки в чередовании с одним приемом вспомогательной («ту-ту-ку» или «ту-ку-ту»). Специального обозначения не имеет. Применяется исполнителями, когда необходимо в быстром темпе исполнить тройное чередование звуков (триоли, секстоли и т.п.).
Штрихи, не связанные с атакой языка (кроме первого звука):
1. Legato (итал. – связно)
Прием мягкого, плавного соединения звуков. Исполняется путем изменения силы напряженности губных мышц и интенсивности струи воздуха. Опровергая существующее мнение, язык не находится в неподвижном состоянии. Он участвует в формировании струи воздуха и регулирует её направление. Обозначается лигой.
2. Legatissimo
Требует большей связности между звуками, подчеркивая напевность звучания штриха. Обозначается словом legatissimo.
3. Маркированное legato
Штрих характеризуется тем, что плавность соединения звуков под лигой нарушается резкой активизацией выдоха, имитирующей атаку. Толчок воздуха заменяет работу языка. Обозначается знаками акцента, объединенными лигой.
4. Glissando (итал. – скользя)
Специфический прием игры, основанный на последовательном заполнении интервала «скользящими», промежуточными звуками. Достигается с помощью действий губ (в пределах небольшого интервала), либо при одновременном взаимодействии амбушюра с аппликатурными действиями пальцев (при широких интервалах), путём неполного нажатия вентилей или неполного прикрытия звуковых отверстий инструмента. На тромбоне легко воспроизводится с помощью кулисы. Обозначается волнистой линией от ноты к ноте, заменяющей лигу и коротким словом gliss.
Вышеперечисленные штрихи не исчерпывают всех исполнительских средств духовика. Художественное значение штрихов заключается в том, что они дают возможность получить огромное разнообразие оттенков их исполнения. В зависимости от стиля и характера музыки, её художественного содержания, индивидуальности исполнителя меняется и характер штрихов.
Основные штрихи
detache (деташе), legato (легато), staccato (стаккато)
Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с detache, поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука.
При исполнении detache музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки. Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache.
Штрих является фундаментом для успешного овладения такими приемами игры, как marcato, tenuto и др. В качестве упражнений для овладения штрихом detache рекомендуется использовать исполнение гамм и арпеджио в медленном движении.
Вторым шагом в освоении штрихов является работа над legato. Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука.
Исполнителям на медных, амбушюрных инструментах при игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом. При игре на деревянных духовых инструментах необходимы также правильные («экономные») движения пальцев, без чрезмерного их подъема над инструментом и отклонений в стороны.
Наиболее проблемным является исполнение legato на раздвижном тромбоне. Связное исполнение звуков на тромбоне требует четкого и быстрого, без толчков передвижения кулисы, что способствует преодолению элементов glissando, неизбежных при медленном перемещении кулисы. Для развития этой техники используют упражнения из пособия В.Блажевича «Школа развития легато на цугтромбоне».
В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.
Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».
Техника исполнения staccatissimo почти ничем не отличается от способа исполнения staccato, требуется предельная отрывистость и четкость звучания, без излишнего утрирования и сокращения длительности звуков из-за плотного смыкания губ после атаки (звуки становятся резкими и «сухими», немузыкальными, напоминающими стук). При любом виде staccato звуки должны сохранять интонационную ясность, «округлость» и естественность тембра.
Особое внимание необходимо уделять исполнению «двойного» staccato. На протяжении многих лет скорость действий языка являлась объектом повышенного внимания исполнителей. Однако приблизительно со второй половины XX века проблема быстродействия языка утратила былую остроту в связи с тем, что все исполнители на духовых инструментах стали использовать на практике приемы двойного и тройного языка.
Овладение указанной техникой протекало постепенно. В первой половине XX века двойное стаккато применяли исполнители на медных духовых инструментах и флейтисты. Затем его стали использовать фаготисты, гобоисты и даже кларнетисты и саксофонисты.
Немного о комбинированной атаке
Двойное стаккато – особый способ звукоизвлечения, при котором подача воздуха периодически прерывается двумя частями языка – кончиком и спинкой попеременно. Движения в полной мере совпадают с произнесением последовательности фонем Т - К. Движения комбинированной атаки также можно разделить на сильное ТУ (ТА, ТИ, ТО) и слабое КУ (КА, КИ, КО). Поэтому труднейшей задачей для молодого музыканта становится:
- выравнивание звучания, полученного вследствие языковых движений Т и К;
- согласованность данных движений языка с дыханием и губным аппаратом;
- согласованные действия языка с пальцами.
В начальный период эти задачи наиболее успешно решаются на отдельных звуках, относящихся к среднему регистру (за исключением кларнета, на котором двойное стаккато легче выполнять в нижнем регистре). Материалом для упражнений должны послужить гаммообразные построения с максимально простой аппликатурой. Далее, в качестве упражнений для развития двойного staccato необходимо использовать специальные этюды.
Тройное стаккато - в практике игры на духовых инструментах распространен и такой вид комбинированной атаки. Данная техника применяется для исполнения триольных последовательностей в быстром темпе.
Основой тройного стаккато является речевое произношение слогов ТУ-ТУ-КУ_ТУ-ТУ-КУ или ТУ-КУ-ТУ_ТУ-КУ-ТУ. Однако в современной практике довольно часто используется прием двойного стаккато при игре триолей, поочередно акцентируя звуки, приходящиеся на основное и вспомогательное движения: ТУ-КУ-ТУ_КУ-ТУ-КУ.
Быстрое, легкое и хорошее звучание staccato незаменимо при исполнении легких, грациозных пассажей и является одним из самых ярких показателей виртуозного, технического мастерства.
И еще...
В начальный период обучения на духовых инструментах необходимо овладеть приемом игры marcato. Правильное marcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах.
С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто сильное, акцентированное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным, отличаться от sforzando.
Послесловие
После освоения основных штрихов, требующих «твердой» атаки звука, следует перейти к изучению приемов игры, выполняемых при помощи «мягкой» атаки: non legato и portato, в исполнении которых есть много сходного (общность характера атаки и динамики). Эти штрихи исполняются при небольшой силе звука (от рр до mf).
Следует иметь в виду, что при игре portato звуки исполняются с максимальной протяженностью, тогда как при non legato длительность звуков слегка сокращается за счет образования небольших пауз между звуками, сама атака звука при portato отличается предельной «мягкостью».
Штрихи являются суммой технических приемов игры, представляющие собой художественно-выразительные средства исполнителя. Каждый штрих имеет свою характеристику, значение и свое звучание.
Штриховые обозначения, указанные композитором, равно как и динамические оттенки, во многом носят условный характер и не всегда являются окончательными. Поэтому, исполнитель должен уметь применять те штрихи, которые бы передавали настроение, характер, художественно-смысловое содержание музыки, исходя из требований стиля, жанра, формы исполняемого произведения. Правильный подбор штриховых оттенков имеет большое художественное значение и служит показателем хорошего вкуса и музыкальной культуры исполнителей.
|