Facebook_Tubastas  vk_Tubastas  youtube_Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

25.02.2025 Туба - инструмент концертный!

Открывая новую рубрику «Слово молодым», редакция «Российского брасс-вестника» намеревается знакомить читателей с молодыми духовиками, которые лишь начинают свой путь в исполнительстве, но уже успели проявить себя как яркие, перспективные музыканты. Один из таких музыкантов — Станислав Криворотенко, 27-летний ассистент-стажер Российской музыкальной Академии имени Гнесиных.

Криворотенко туба

Знакомство мое с ним началось, можно сказать, случайно — с телефонного звонка: «Хотите послушать блестящего тубиста? Тогда приходите завтра в Гнесинку...» Звучало интригующе: часто ли можно услышать «блестящего тубиста»? Тем более что предложение это исходило из уст весьма многоопытного музыканта, не склонного к чрезмерным восторгам. Но, как оказалось, столь восторженная оценка отнюдь не была преувеличенной.

Станислав действительно оказался превосходным музыкантом. Его туба звучала то с валторновой певучестью и обволакивающей мягкостью, то по-тромбоновому мощно и ярко, а по филигранности техники он, пожалуй, не уступил бы виртуозу-трубачу. Понравилось и стремление молодого исполнителя показать тубу в разных «амплуа» — и как солирующий инструмент, и в составе ансамблей (брасс-квинтета и ансамбля деревянных с валторной). Тщательно продуман был репертуар, представляющий различные стили и жанры. А главное, во всем, что играл музыкант, подкупала стройность исполнительской концепции, интонационная осмысленность, стремление не только показать, на что способен его инструмент (хотя это желание тоже явно просматривалось), но и донести до слушателей авторский замысел, стилевой и образный колорит каждого произведения...

Слушая Станислава, я невольно поймала себя на мысли, что мое представление о тубе как об инструменте в известном смысле «вспомогательном», выполняющем роль оркестрового и ансамблевого фундамента, является по меньшей мере неполным. Нет, туба — инструмент концертный, имеющий собственный и весьма выразительный «голос»!

Позже я узнала, что Станислав Криворотенко работает в Московском симфоническом оркестре, много и успешно концертирует, что он является организатором «собственного» брасс-квинтета, для которого делает переложения — словом, весьма активно и разносторонне проявляет себя в различных сферах музыкальной деятельности. Поэтому он заинтересовал меня не просто как талантливый исполнитель, но как музыкант со «сверхзадачей» — во время беседы, я прежде всего задала Станиславу вопрос о том, как он представляет себе цель и направленность своей деятельности.

- Моя цель — пропагандировать тубу как концертный инструмент, привлечь к нему внимание. То есть я вижу себя в роли популяризатора этого инструмента. Надо сказать, что за последние десять лет, интерес к тубе постепенно усиливается. Повысился уровень требований на наших конкурсах, и сами конкурсные программы стали приближаться к «мировым стандартам».

- Расскажите, как сложилась Ваша музыкантская судьба.

- Я родился в Киеве, учился там в музыкальной школе на баритоне. Затем приехал в Москву и поступил в Гнесинское училище в класс тубы педагога Н.В.Вострякова. В 1983 году, будучи на третьем курсе, впервые принял участие в конкурсе — это был Всероссийский конкурс в Саратове. После службы в армии — институт Гнесиных, где я стал студентом Владимира Николаевича Досадина. Еще на первом курсе поступил в Московский симфонический оркестр, где играю до сих пор. В 1988 году участвовал во Всероссийском конкурсе в Ленинграде, а затем — во Всесоюзном, который проходил в Минске, получил там 3-ю премию.

- А приходилось ли участвовать в зарубежных конкурсах?

- Да, в 1991 году я играл на Международном конкурсе в Швейцарии — это было, кстати, первое выступление русского тубиста в подобном состязании. Правда, завоевать ничего не удалось — меня не пропустили на 2-й тур, поскольку я играл на тубе «Си-бемоль», а не на «Фа», как принято в большинстве зарубежных стран. Вообще к русским исполнителям на медных инструментах за рубежом относятся не всегда доброжелательно — я мог бы привести много примеров.

- И причина — в качестве наших инструментов?

- Только отчасти... Дело в общем уровне школы — у нас есть отдельные талантливые музыканты, но нет достаточно высокого «фона», который помогал бы таланту расти. Что же касается качества наших инструментов, то должен сказать, что тубы, выпускаемые санкт-петербургским заводом, вполне конкурентоспособны по звуковым характеристикам. Но их слабое место — механика. Поэтому они хороши только как оркестровые инструменты, но не как сольные. На моей тубе, кстати, механика циммермановская. А лучшие тубы выпускает немецкая фирма «Мирафон».

- Расскажите о современном репертуаре для тубы. Достаточен ли он для того, чтобы представить тубу как полноправный концертный инструмент?

- За последние годы для тубы написано много. Но много — не всегда значит хорошо. Композитор должен, во-первых, ясно представлять себе специфику инструмента, его выразительные и технические возможности, а во-вторых — просто писать хорошую музыку. К сожалению, эти два параметра не всегда совпадают... Много хорошей музыки написали для тубы Раков, Лебедев, Пейко, Струков. Очень интересен зарубежный репертуар. Назову, например, Концерт В.Уильямса...

- ...который, говорят, Вы исполняли в Англии с большим успехом.

- Да, с оркестром Федосеева я играл этот Концерт в четырех британских городах: Глазго, Портсмуде, Нотингеме, Норхемптоне. Это необыкновенно интересное, хотя и очень трудное произведение. Из других композиторов, пишущих для тубы, отмечу Я.Куцира, И.Пауэра, Б.Гуммеля, Э.Грегсона, А.Вильдера, В.Шмидта. Короче говоря, репертуар есть, но его нужно постоянно обновлять и пополнять.

scores

Бесплатная нотная библиотека для тубы.

Разделы: для тубы соло, для тубы и фортепиано, для игры в брасс-ансамбле, квартете, трио и дуэте туб. А так же: этюды, школы и пьесы для начинающих тубистов.

- Станислав, Вы играете в составе брасс-квинтета. Наш журнал очень интересуется ансамблями подобного рода. Расскажите об этом квинтете. Насколько мне известно, Вы были инициатором его создания.

- Квинтет был организован в январе 1992 года, действительно по моей инициативе. Его участники: трубачи Виктор Кисниченко и Илья Ферапонтов, валторнист Александр Бычков, тромбонист Валерий Турутин — все прекрасные музыканты, лауреаты конкурсов, все играют в симфоническом оркестре.

- А как Вы мыслите себя в ряду других брасс-квинтетов — ведь их сейчас довольно много, — есть ли, скажем так, определенная художественная «линия», которой Вы придерживаетесь?

- Думаю, это касается в основном репертуара: наш уклон — в сторону классики. Мы играем переложения баховских произведений, много русской музыки — как переложений (например, «Шествие» из «Млады» Римского-Корсакова), так и оригинальных сочинений (Эвальд). Но не отказываемся и от современной музыки - играем Облова, Струкова, Рехина.

- И все-таки — к вопросу о перспективах развития исполнительства на тубе у нас в стране: что, по-Вашему, нужно сделать, чтобы туба заняла достойное место на концертной эстраде, наряду с другими духовыми?

- Прежде всего избавиться от стереотипного взгляда на тубу как инструмент исключительно оркестровый, увидеть в ней богатые и своеобразные выразительные возможности. Нужно более внимательно относиться к обучению молодых исполнителей. С одной стороны, совершенствовать методику обучения — причем должна быть не одна методика, а много методик! — а с другой, по возможности, расширять «горизонты» учащихся, знакомить их с современными зарубежными исполнителями.

Назову хотя бы таких великолепных тубистов, как англичанин Джон Флетчер, датчанин Михаэль Линд, блистательный Роджер Бобо из США. Наверное, если бы наши студенты, да и педагоги тоже, больше слушали записи этих выдающихся исполнителей, а еще лучше — знакомились с видеозаписями, которые при желании можно достать — то было бы совершенно иное представление о тубе. Ведь за рубежом на концертах этих музыкантов залы переполнены. А у нас — часто ли можно услышать в концерте солирующую тубу? Ну, а если шире — у тубистов, как у всех других музыкантов, главные проблемы, конечно же, экономические. Но это — тема для отдельного разговора...

Станислав Криворотенко

Беседу со Станиславом Криворотенко вела Фишганг-Фин Н. С.
68-69 стр. Российский Брасс-Вестник (5-6, 1994 г.)


 

Музыка: представляем лауреатов

Туба, труба и тромбон

Казалось, что тут хитрого, взял в руки трубу и гуди побудку или прикоснись губами к мундштуку большой тубы и фырчи, поддакивая оркестру, Ну а тромбон? И здесь, так порой кажется, нет ничего мудреного: двигай кулисой - и пропоет тебе этот оркестровый зазнайка свое тромбоне соло в духовом, а бывает, и симфоническом оркестре, Но чтобы конкурсы устраивать на этих медных и ударных инструментах? Такого, пожалуй, еще не было…

Но, представьте, это уже произошло, и во второй раз. Недавно в Ленинграде свыше ста исполнителей из многих городов РСФСР собрались на II Всероссийский конкурс, чтобы доказать свое право называться лучшими.

Отрадно отметить, что молодые музыканты из Москвы, в основном студенты Института имени Гнесиных, добились внушительной победы, завоевав десять призовых мест и два диплома.

Первым среди трубачей был Яков Бродский ученик знаменитого музыканта, народного артиста РСФСР профессора Тимофея Докшицера. Если говорить о тубистах, то все три премии они увезли в Москву. Их завоевали ученики доцента В. Досадина - Константин Гаранин, Олег Сотников и Станислав Криворотенко.

А тромбон Алексея Шоломко - ученика доцента Института имени Гнесиных заслуженного артиста РСФСР Николая Филиппова - буквально заворожил не только членов жюри, присудивших ему первое место (вместе ленинградцем М. Игнатьевым), но и публику, вызвав горячие споры технических возможностях медных духовых. Не отстали от своих коллег по Гнесинскому институту и представители цеха ударных инструментов. Первая премия досталась A. Бальчунас (класс старшего преподавателя Д. Лукьянова), вторая - Александру Суворову (класс В. Федина).

Все лауреаты - москвичи станут участниками и Всесоюзного конкурса, который состоится осенью в Минске.

VM-tuba VM-all  

Г. СОБОЛЕВА.

Газета Вечерняя «Москва»
Суббота, 20 февраля 1988 года.


Криворотенко Станислав Дмитриевич

(15.03.1966 - 13.05.2001)

003kstas

служба в армии (1984 г.)


002kstas

Фестиваль "Панорама музыки России" (1995 г.)


004kstas

Выступление на кафедре РАМ им. Гнесиных (1993 г.)


001kstas


Афиши выступлений

01poster_ksts

афиша "Дебюты Гнесинцев", к 50-ти летию Российской академии музыки им. Гнесиных (1993 г.)
исполнители: Станислав Криворотенко - туба, Илья Феропонтов - труба, Игорь Крамарев - труба, Татьяна Аринина - труба, Московский Брасс-квинтет.
концертмейстеры: Алла Родионова, Светлана Раева, Сергей Солодовник.


02poster_ksts

афиша к 75-летию композитора Аркадия Александровича Нестерова.
Кремлевский концертный зал. (1993 г.)

Академический симфонический оркестр, солисты: Геннадий Никонов - труба, Игорь Рыбаков - валторна, Илья Геллер - тромбон, Станислав Криворотенко - туба.
дирижеры: Аркадий Нестеров, Александр Скульский.


03poster_ksts

афиша Концерта аспиранта РАМ им. Гнесиных, лауреата Всероссийского и Всесоюзного конкурсов Станислава Криворотенко (1995 г.).
концертмейстер: Светлана Раева.
участники концерта: Московский квартет тромбонов им. В. Блажевича, Московский брасс-квинтет.


04poster_ksts

афиша Московского Дома Композиторов. Концерт лауреата Всероссийского и Всесоюзного конкурсов Станислава Криворотенко (1996 г.).
участники концерта: Илья Феропонтов - труба, Московский брасс-квинтет, Краутер-брасс-квинтет.
концертмейстеры: Светлана Раева, Марина Кравец.