Facebook Tubastas  vk Tubastas  youtube Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

10.04.2020 Круто играть на тубе. Четыре важных элемента

Что мешает соотечественникам круто играть на тубе?
Стоял бы вопрос: Чего мешает...?, ответ был бы очевиден, это как про плохого танцора. Но, понимая, что замахнулся на серьёзную тему, а скептики не увидят в этом никакой проблемы, попробую просто по рассуждать, и не в коем случае не критиковать. И так, на самом деле это традиции, рожденные еще при СССР, и молодые исполнители не виноваты, но всё по порядку.


Привычка подражания - это хорошо и плохо.
Если мы играем так, потому что наш учитель так играл, а он так же играет, потому что его учитель так играл, - это не традиция, - это привычка подражания... Roland Szentpali


круто играть на тубе

 

Занимаешься много, а результат не тот

Не ТОТ результат, в смысле, неконкурентоспособный. Для внутреннего музыкального рынка - да, сойдёт, но для международного - недостаточно. Если кто-то из соотечественников скажет, что у нас играют иначе, - тогда сыграйте...

Уверен, что у нас много хороших тубистов, есть талантливые ребята в детских музыкальных школах и вполне состоявшиеся исполнители в высших учебных заведениях. Я с большим удовольствием наблюдаю за игрой отечественных тубистов и интересуюсь ростом зарубежных музыкантов.

Мы помногу и регулярно занимаемся, особенно пока студенты, но не достигаем "вау-эффекта". Так и остаемся в категории вечно "практикующихся" или "репетирующих" тубистов. Нам нравится сам процесс и мы выполняем требования учебной программы, честно учим пьесы для очередных зачетов и экзаменов. Но когда наступает час "икс", то не блещем результатом, чего-то не хватает.

Слушатель не особо реагирует на твои виртуозные пассажи, и грамотно построенные на репетиции фразы. Публика скучает - играешь в пустоту. Ну почему? И есть простое объяснение - это объективная оценка.

 

Объективные показатели

Не секрет, что исполнение на музыкальном инструменте – это искусство, а значит оно субъективно, т.е. оценка напрямую зависит от наблюдателя. Но некоторые показательные моменты можно достаточно точно измерить или оценить, и это:

  • интонирование,
  • владение инструментом,
  • ритм,
  • подача.

Далее попробую поразмышлять над каждым пунктом, это очень важные моменты, которые мы часто отделяем друг от друга, разносим по разным сторонам, тем самым разрушаем систему продуктивных занятий. Заниматься можно по восемь часов в день и всё без толку, но если подходить к репетициям осознанно, с грамотно выстроенной системой, то время можно сократить до 2х часов в день - это и есть продуктивность.

 

Интонирование

num-1 Это способность точно воспроизводить ноты согласно их длительности и высоте. Если звучит не точно – значит это фальшиво. Интонирование можно развить у 90% людей вне зависимости от "абсолютного слуха" и прочего, есть даже слабослышащие музыканты, которые, вопреки окружающему мнению, занимаются музыкой. Что делать?

Развивать внутренний слух, звуковысотность исполняемых нот. Всегда держать уши открытыми, слушать концертмейстера, ансамбль, а если играешь соло, то присматриваться к тюнеру, хотя это не совсем правильное решение и нельзя им злоупотреблять, контролировать можно. Хочешь научиться точно интонировать играя на тубе - спой свою партию, реально помогает.

 

Владение инструментом

num-2 Способность управлять своим инструментом, в частности губным аппаратом, а именно: звучать убедительно во всех регистрах, играть без особого напряжения, владеть дополнительными приёмами: перманентное дыхание, мультифоникс, бит-бокс - это всё расширяет возможности тубиста.

Обычно на развитие амбушюра, мы отдаем максимальное количество времени, поэтому какой-то прогресс в этом направлении всё же есть у наших тубистов. Однако, увы, устарелые силовые методики доставшиеся по наследству, этот прогресс оттормаживают. "Играть на предельной громкости и тебя услышат", - уже не работает.

Также почти все могут овладеть своим амбушюром, только не все станут супер инструменталистами, но здо́рово и с лёгкостью играть на тубе может научиться каждый. Для многих туба ассоциируется как что то бубнящее, грузное и тяжелое, так пишут в справочниках, поэтому наша задача - сломать этот стереотип, и показать, что играть на тубе можно круто, и не сложнее чем на флейте.

 

Ритм

num-3 Уж простите, но это самая больная тема отечественных тубистов. Ритм - это организация музыки во времени, а значит от нас, требуется точное чередование звуков и пауз разной продолжительности. Многие не придают этому первостепенное значение, играют вольно - это плохо.

Туба относится к басовым инструментам, значит в первую очередь это аккомпанирующий инструмент, а уж потом солирующий, да - такова природа инструмента. Но мы часто строим иллюзии, что будем заниматься сольным исполнительством, не обращая внимания на прямое предназначение тубы. Музыкальная игра тубиста очень требовательна к ритму, и всё, что сыграно неритмично звучит не в стиле - это очень плохо.

Кстати чувство ритма развивается у 99% людей, даже не имеющих никакого отношения к музыке, например танцоры или спортсмены. Есть еще понятие, как метроритм - но сейчас не об этом. Решение есть - всегда метроном, это не стыдно, это необходимо.

 

Подача

num-4 Энергетика, кураж, драйв – это то, как тубист подаёт свою игру, как например актёр играет моноспектакль. Чтобы лучше понять этот пункт представь себе певца - любителя, который фальшиво, не поставленным голосом поёт душевную песню на улице, при этом собирает толпу зевак. Это и есть направленная энергия, харизма, помимо музыкальных навыков, то что музыканты также могут использовать.

Мы не редко выходим на сцену со своей тубой, заранее извиняясь за неудобства перед зрителями, мол я сейчас тут немного поиграю, а вы послушайте эту "большую трубу", а вдруг кому-нибудь из вас понравится, то, как я выучил ноты! Отсюда вытекает, что личное энергетическое послание, нужно тренировать с первых своих выступлений, выжимать из тубы все возможное, и дело совсем не в громкости.


check-2Мы должны понимать то, что хотим сказать своей игрой. Необходимо понимать значимость сыгранного и четко донести до слушателя то, что мы исполняем...Roland Szentpali


Сама туба - это просто кусок металла, который служит лишь мостиком от тубиста до слушателя. Слушателю нужно помочь, так как по своей физике человеческое ухо менее восприимчиво к низким частотам, многие просто не слышат разницу в звуковысотности нижнего регистра. Поэтому начинают скучать, когда играет туба или контрабас, не потому что ничего не понимают в музыке, а потому что нужно напрягать ухо, определять звуковысотность нот. Куда проще слушать скрипку, кларнет, а трубу уж все любят, и все "разбираются" в её тембре - потому что нашему уху этот спектр наиболее близок для распознавания звуковысотности, мы не дешифруем, мы отдыхаем.

Следовательно нам - тубистам, особенно исполняя сольные партии, нужно использовать больше средств выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на слушателя, следовательно привлекают и удерживают внимание к звукам тубы. А что это? Правильно - нюансы и фразировка, причем смелые, утрированные и с широким диапазоном.

Точное прочтение авторского текста, кроме экзаменационной комиссии, никого не интересует. Публике нужны ваши эмоции и переживания. Публика хочет отвлечься от реальности, жаждет поймать себя на мысли, что слушая тубу - он вдруг погрузился в нирвану, достигнув состояния блаженного самозабвения. Как это сделать? Вот это главная задача исполнителя - играть с бешеной энергетикой и драйвом. Подачу тоже можно натренировать! Как? Чаще выступать на большой сцене, а не только на зачетах или экзаменах.

 

В чём же тогда проблема наших тубистов?

В том, что очень мало кто применяет системный подход равномерно, работая над всеми этими моментами. Давайте вспомним, как делятся этапы наших семестров?

Всё разбросано по углам: технический зачет, пьесы, крупная форма, оркестровые трудности, ансамбль... Таким образом, мы по старинке занимаемся только одним и отодвигаем на второй план другие элементы, потому что нужно вовремя сдать зачет и получить оценку.

А теперь вернемся к теме разговора, про успешную и главное, конкурентоспособную игру отечественного тубиста.

 

Четыре важных элемента

Эти элементы главные и неразделимые, как стороны света: интонирование, владение амбушюром, ритм и подача.

num-1_full Нет интонирования - значит фальшиво, это априори не круто. Много лет наблюдаю за отечественными тубистами, которые быстро эволюционируют, обрастают техническими приёмами и раздвигают диапазон, есть некоторые подвижки, но играют фальшиво, это обнуляет результат.

num-2_full Не хватает техники - значит не получится исполнить то, что задумал автор. Дрожащий звук, киксы или запаздывающая аппликатура также могут всё испортить. 

num-3_full Нет ритма, нет ансамбля с концертмейстером - это, как правило, не уверенно и не в стиле. Ритм также отвечает за "драйв", спотыкач и биения - значит криво, значит не круто. 

num-4_full Нет подачи, тогда не заинтересуешь зрителя слушать твою тубу, не продашь себя дорого. Образуется барьер между исполнителем и публикой, а это называется "звучать в пустоту" - очень неприятно и скучно. И наоборот, каждый улучшаемый навык умножает "вау эффект", особенно это заметно, когда какой-то навык почти отсутствовал.


Если ты не живешь, не переживаешь, то ты не исполняешь музыку, а просто играешь на тубе...Roland Szentpali


У всех крутых тубистов все основные навыки на высшем уровне. Это прокаченный ритм, чистое интонирование, легкая техника и бешенная энергетика. Равномерно развивая эти четыре элемента, ты будешь быстрее прогрессировать в игре на тубе, и достигать ощутимых результатов.

адаптация: Стас Черёмушкин