независимый тест духового музыкального инструмента
На днях я попробовал тубу Yamaha YBB-321s, привезённую в Москву на продажу. YBB - это Yamaha, строй Bb. У Ямаха так же бывают тубы: YCB - "До", YEB - Ми-бемоль и YFB - "Фа". Всё очень просто и понятно.
(*автор обзора – Стас Черёмушкин)
Итак, тестируемая туба YBB-321s (литера "s" - серебряное покрытие) немного б/у, но смело скажу - инструмент в идеальном состоянии, плюс, фирменный пластиковый кейс на колёсах. Да, есть небольшие вмятины на первом "колене", но на звук, строй и т.д. не влияет, этих вмятин даже невидно. Металл - толстый, раструб без дефектов, если ударить по нему пальцем, есть приятный сустейн.
Покрытие - серебро, у меня никогда не было тубы в серебре (серебро непотертое), друзья - это просто фантастика, намного приятнее, чем лак. Эска (мундштучная трубка) - откручивается, это для промывки и чистки. Есть один сливной клапан на подстроечном кроне, правда много скапливается в кварт-вентиле, откуда слить воду можно лишь вытащив крон.
Сделан инструмент в Японии. Одним словом - прежний хозяин, обращался с тубой очень аккуратно, вид товарный, цена оправдана.
мензура: 18,5 – 19,5мм (немного больше "Санкт-Петербург")
покрытие: серебро
упаковка: антиударный пластиковый кейс на колесах
Итак, о своих ощущениях:
1. Общее
Потрясающая, легкая в звукоизвлечении и аппликатуре туба. Признаюсь, что перед выступлением не было времени даже смазать помпу, она и так в идеальном состоянии (чистая, не стёртая), бегает быстро. И что не мало важно, очень маленький и лёгкий ход помпы. Пассажи на такой тубе, сами вырываются из-под пальцев. Масса инструмента, чуть больше чем, например, "Санкт-Петербург 202", таким образом - с Yamaha YBB-321s не погуляешь, и на плече долго не подержишь. Раструб справа, то есть - "праворульная" (как и весь японский автопром). Пришлось пару композиций привыкать к "правому" звуку, т.к. всю жизнь играю не "леворульной" тубе. Преимущество "праворульной" тубы - это положение механики - помпы. Она вертикальная (как у эуфониума), очень удобно и естественно лежит кисть руки, что определённо сказывается на технике исполнения. Причем, правая рука не напряжена, т.к. не обхватывает инструмент, как это будет на "леворульной" тубе. Левая рука, свободно охватывает кузов инструмента и фиксируется за любую трубку. Эска находится на нужной высоте, к ней не нужно приспосабливаться, тянуть или подгибать шею, всё естественно. Держать тубу лучше на стуле, чем на коленках, тяжеловато - вес сказывается.
Интересное конструкционное решение: блок помпы и блок раструба крепятся с помощью винтов и гайки в районе мундштучной трубки, таким образом - это облегчает чистку инструмента или процесс ремонта. Ведь ТУБА - это габаритный, железный и мягкий инструмент. Рано или поздно на нём появляются вмятины, царапины и потёртости. Большая редкость, когда инструмент со стажем имеет идеальный внешний вид. Это или на нём не играют, или постоянно ремонтируют.
Вообще, отклонюсь от темы, хочу сказать, что главное в тубе это раструб - голос инструмента, его нужно беречь, всё остальное не так важно.
И старайтесь, как можно реже рихтовать мелкие вмятины (на звук это не влияет), т.к. это деформирует металл, где на месте рихтования в будущем появятся "проблемы".
Итак вернёмся к Yamaha YBB-321s. Например при ремонте механики, достаточно открутить несколько крепежных винтов, и вот механика у вас в руке, а раструб с толстыми трубками отдельно. Или, появилась вмятина на каком нибудь "колене" - то для ремонта не нужно везти всю тубу к мастеру, достаточно взять её "резонаторную" часть. Несомненно - это удобно, как для исполнителя, так и для ремонтного мастера.
2. Звук
Такого звука от Yamaha YBB-321s, я не ожидал. МЯСО. Причём, "вкус" мяса легко контролируется. Можно без особых усилий дать матовый, полумат, или яркий звук - с помощью дыхания.
Как? Это дело техники.
Но на тубах "Санкт-Петербург" и "Weril" - мне приходится это гипертрофировать, чтобы добиться такого эффекта. Объёмный звук, имеет очень теплый сустейн. Запас прочности на форте - просто огромен. Порвать тубу трудно, но можно - пару раз я специально рявкнул, но это был благородный "рык". Если на тубе "Санкт-Петербург" это звучит пошленько, то на Yamaha YBB-321s - это "вкусно". Единственное, что - не всякий мундштук подходит к инструменту.
Мундштучная трубка стандартная - толстая, например мундштук "ROMERABRASS" сел на своё место сразу, "BACH" - провалился чуть ниже, но не полностью. Кстати с "Бахом" - туба звучит тускло и неинтересно, короче - не подходит этот мундштук.
И вообще - мундштуки фирмы "БАХ" полные аутсайдеры. Может с тубами марки "Санкт-Петербург" их можно поженить, а вот с фирменными тубами - большой вопрос.
3. Строй
Туба стройная во всех регистрах, квартвентиль компрессированный, точный. Диапазон без проблем, на сколько получится. По своим ощущениям хочу добавить, что туба интонационно чистая, правда были сначала небольшие проблемы с комбинацией 1+2, секрет в том, что дышать в тубу нужно одинаково, во всех комбинациях с помпой. Если туба "Санкт-Петербург" обязывает менять подачу воздуха на 2+4 клапан, 1+2+3 клапан, то Yamaha YBB-321s каким-то образом, сглаживает сложное сочетание аппликатуры.
4. Механика
Вот такую бы помпу на мою тубу "Weril", цены бы ему не было. Помпа Yamaha YBB-321s прекрасно отвечает нажатию и отпуску, быстро, без звука. Как я не провоцировал и не пытался заклинить помпу, меняя положение и направление пальцев, помпа Yamaha YBB-321s честно отвечала и исправляла мои ошибки. Фидбэк отсутствует (это удар помпы по стопорной гайке, после её возвращения), кто сталкивался с таким понятием, тот понимает, о чем речь. Ход помпы - мягкий, короткий. Причем "кварта" имеет меньший ход, чем первые три помпы. Это особенно приятно и удобно на быстрых пассажах. Внутреннее состояние помпы - идеальное.
Вердикт:
Стабильный, профессиональный и очень качественный инструмент. Позиционируется, как оркестровый. Мощный звук. Лёгкая механика и звукоизвлечение. С большим запасом по динамике, как форте, так и пиано. Я бы рекомендовал Yamaha YBB-321s, прежде всего оркестровым музыкантам, т.к. это гарантия стабильной игры. Лично мне туба Yamaha YBB-321s понравилась, но всё-таки для джаза нужен инструмент полегче.
Вот академическим тубистам советую обратить внимание на эту модель, Цена-Качество. Новая туба в среднем стоит 6,500.00€, тестируемая туба (в Москве) $4000, плюс антиударный пластиковый кейс на колёсах - это очень хорошая цена для этого инструмента.