Facebook_Tubastas  vk_Tubastas  youtube_Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения
Главная \ статьи \ Конкурс проведен, мы - лучше всех! итоги конкурса духовиков - туба (12 - 18 ноября 2009 г.)

Конкурс проведен, мы - лучше всех! итоги конкурса духовиков - туба (12 - 18 ноября 2009 г.)

Я не могу судить о других специальностях, так как, во-первых, не считаю себя в праве лезть с суждениями в "чужой огород", а, во-вторых, я, к своему стыду, и не слушал никого, кроме тубистов.

Павел Умяров

Начнём с итога конкурса

В классе Владимира Николаевича Досадина, педагога РАМ им. Гнесиных, профессора, заслуженного деятеля искусств России, прибавилось аж три лауреата Международного конкурса. Поздравляю!

  • Фиргат Мусин - первая премия
  • Алексей Махтадуй - вторая премия
  • Максим Макушев - третья премия

 

Почему три? Почему конкурс международный?

Ответ на эти вопросы очень непрост, и начинать следует издалека. Опустим все стандартные сентенции о "предрешенном" лауреатстве (без достаточной доказательной базы это лишь злопыхательство), а попробуем разобраться, что называется, от печки.

 

КОМ № 1 - поздний анонс

Весной в стенах Российской Академии музыки им. Гнесиных прошел гул:

"Впервые в России!.. Конкурс Докшицера..."
Программу вот-вот выложат на сайте Академии!
Ждите, дорогие коллеги, готовьтесь!

Пока коллеги из ближнего и дальнего зарубежья терпеливо ждали условия и программу предстоящего конкурса, академические студенты уже "грызли гранит науки". Вообще-то, это естественное явление, и ничего дурного в этом нет: организаторы всегда идут с опережением и знают программу чуть раньше. Беда не в этом. Беда в том, что после объявления о конкурсе прошло три месяца, прежде чем информация была опубликована в Интернете.

Например, на зарубежных конкурсах, таких, как конкурсы в Маркнойкирхене, в Брно, в Женеве - программа публикуется как минимум за год до начала мероприятия, не так ли?

Хорошо. Мы делаем это впервые, первый блин комом...

 

КОМ № 2 - международный конкурс для русских (читай СНГ)

В двадцатых числах июля появляется анонс на страничке новостей Академии им. Гнесиных. Чтобы найти, нужно очень постараться, но всё же информация есть. Учебные заведения на каникулах, следовательно 20 июля = 1 сентября, то есть информация дойдет, но с большим опозданием.

Читаем анонс: Тимофей Докшицер, его влияние на эпоху, отечественная школа исполнительства, и т.д., ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ конкурс!

Ищем вариант на английском языке, - нет. На немецком? Тоже нет.

Может хоть на идиш? Ни-че-го.

 

КОМ № 3 - неоперативность оргкомитета конкурса в переписке

Казалось бы, ну чем мне упёрся этот анонс на китайском? Весь мир же по-русски понимает, особенно если использовать интернет-переводчик от Гугль (Google). Оказывается, что не всё так просто.

Про конкурс узнали-таки в дальнем зарубежье. Может быть, через г-на Кафельникова, может, как-то еще, но я получил письмо от некоего студента одного известного профессора, который (речь о профессоре Высшей консерватории г.Лиона Меле Калбертсоне) приезжал в начале лета с мастер-классом в Москву.

В письме заключалась просьба подкорректировать перевод АНОНСА и ПРОГРАММЫ, что я и сделал, поскольку на мастер-классе завязались некие профессиональные отношения, да и интерес к нашей "захолустной" конкурсной жизни немного подкупил.

С этого началось виртуальное общение. Потом было длительное ожидание ответов на почту (это даже не ком, а так, комочек). Для европейца письмо, идущее две недели - нонсенс, а у нас норма, пусть это и e-mail. Тубисты из других регионов тоже обрывали провод: "Что? Когда? Будет или отменяется?" (слава социальным сетям).

 

ПЛЮСИК № 1 - список отелей

Гостиницы, которые были предложены конкурсантам, были найдены гениально, удобно, достаточно дешево. Мои комплименты. Однако, при отсутствии помещений для ежедневных занятий лучшим выбором было найти квартиры, что конкурсанты и сделали, честь им и хвала, так как в гостинице за дутьё на тубе могут и по шее надавать.

Переговоров о жилье с претендентами не велось, номера не бронировались, был разослан лишь рекомендательный список отелей. И то хорошо, ставим плюсик.

 

КОМ №4 - первые туры по нотам... - это неспроста

По программе: в АНОНСЕ было жирным шрифтом написано, что программа всех туров исполняется наизусть... Но почему-то накануне вдруг разрешили первые два тура играть по нотам. Даже исправили «условия конкурса» на сайте РАМ им. Гнесиных.

"Мои студенты не доучили, я и меняю условия... Моё слово, захотел - дал, захотел - взял". Разве так это делается?

 

А теперь обратите ВНИМАНИЕ на следующий момент...

 

 

СТЫДНО №1 - программа для остальных, а сами играем, что хотим и так, как хотим

Почему в третьем туре помимо обязательного концерта В.Струкова были объявлены три "сонаты" на выбор? Цитата...

III тур: 

  1. В.Струков - Концерт
  2. По выбору исполнителя:
  • П.Хиндемит - Соната
  • А.Вивальди - Соната для виолончели
  • Д.Эккельс - Соната (1-2 части или 3-4 части)
  • Капорали - Соната (1-2 части или 3-4 части)

 

В программе второго тура есть слова - "или другое оригинальное сочинение для тубы аналогичной трудности длительностью не более 10 минут". Цитата...

II тур:

  1. Р.В. Уильямс - Концерт
  2. А.Лебедев - Концертное аллегро, К.Х.Кёппер -"Туба-табу" и другие, равные по трудности оригинальные произведения для тубы до 10 минут.


Без этих слов выражение "по выбору исполнителя" приобретает совершенно конкретный смысл: ВЫБОР ИЗ СПИСКА. В программах первого и третьего туров слова "ИЛИ ДРУГОЕ..." отсутствуют.

 

Уважаемый господин В.Н.Досадин, почему Ваши студенты позволяют себе играть в конкурсе произведения, не обозначенные в программе? Особенно в финале.

 

  • Концертино Я.Куцира, две части из которого играл уважаемый г-н Мусин, - не было заявлено в программе III тура, да это и не конкурсное произведение, это скорее бисовка. Если мыслить его, как бисовку, то 2 части из трех - не проблема, пересказ близко к тексту - не проблема, фальшивые губные трели там, где их быть не может - не проблема.
  • Мелизматика в стиле казахских акынов "что вижу, то и пою" в бисовке - тоже не проблема. В Конкурсе важно точное воспроизведение текста, не так ли?


Посмотрите, пожалуйста, текст, дорогой мой учитель, Владимир Николаевич! В нотах написано всё. И динамический контраст, и штрихи, и фразировка - всё напечатано чёрным по белому.

 

  • Но почему же Вы не настаиваете на том, чтобы первая нота в 3 части Концертино (Фа контроктавы) исполнялась Вашим лауреатом так, как написано, а не так, как удобно, т.е. на октаву выше?
  • Можно "Золушку" Прокофьева и "Быдло" Мусоргского-Равеля сыграть в большой октаве, но только у себя на кухне, для друзей.

 

Почему мы позволяем себе подобные вольности на сцене? Это уже не ком, это уже стыдно

  • Уважаемый господин Досадин, почему Ваши белорусские "международные" студенты играют концерт Струкова как Бог на душу положит? Они Вам чужие? Спросите у Алексея Махтадуя (или у Максима Макушева, точно не помню, кто из них был), каким штрихом, какой фразировкой он играл технические пассажи из первой части Концерта Струкова за неделю до Конкурса, и что изменилось после встречи со мной?
  • Дорогой учитель, понятно, что за Ваш преподавательский стаж больше полусотни студентов мучили этот Концерт, (я тоже был в их числе), и восприятие музыки несколько затёрлось. Можно играть приблизительно, - выше скорость, меньше ям, но в долю-то желательно всё-таки попадать. И аккомпаниатору не приходилось бы, в буквальном смысле, ловить эти «воздушные» сильные доли.

 

Дорогие друзья, вспомним теперь момент, на который я просил вас обратить внимание:

- ком номер четыре (первые туры по нотам)

 

СТЫДНО №2 - собственные студенты - разменные карты на конкурсе

Первые туры игрались по нотам, возможно, из-за того, что уважаемые студенты РАМ им. Гнесиных Максим Макушев и Алексей Махтадуй недоучили программу. ( * )

Профессор Досадин прекрасно знал, для чего их нужно вывести в финал, - чтобы Фиргат Мусин (третий участник конкурса – из РАМ им. Гнесиных) на их фоне выглядел выигрышно. Тубисты из Свердловска и Ростова (Сергей Подюков и Никита Бутенко) - это "вещь в себе", неизвестно, чего можно от них ожидать вдруг еще и переиграют?

Курсант военной консерватории Александр Звонов - вообще опасен. Тубист – умница, готовясь к конкурсу, записал сольный компакт-диск с программой трёх туров, и как один организм сыгран с пианисткой из той же «военной организации». К первому туру заболел, "легко" отсеялся.

Ларинский тубист из Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Петр Добрышкин - тут сразу всё понятно - конкурирующая фирма, до свиданья...

А Алексей Махтадуй и Максим Макушев со старинными полусонатками в финале - не конкуренты, "понимаешь-ти"

 

Относительно мальчика из Франции:

Бастьен Дюбоск, окончил национальную консерваторию в городе Лион, лауреат международных конкурсов, ученик Мела Калбертсона... 

Дорогие друзья, нам бы поучится, а не судить. 

Всё упирается в дыхание. Как дышишь, так и звучит. До тех пор, пока мы будем "дуть" сперва в магазин (ничего против умения пить не имею, это тоже очень важно), так вот, до тех пор, пока мы не научимся дышать правильно, ничего в нашей «русской музыкальной школе» не изменится, по-прежнему во всём мире будут говорить, что струнники в России хорошие (сегодня это уже становится спорным), а духовики?

Вообще за границей, никого не знают, кроме Тимофея Докшицера

Вчерашний конкурс на примере тубистов показал, что мы отстали от всего мира лет на пятьдесят, если не больше, а когда финансовое положение нашего искусства наладится, - ждите гостей. И не надейтесь, в лучших оркестрах нашей страны будут работать те, кто умеет играть, как в футболе играют Вагнеры-Лавы, Карвальи, Жы, Алексы и т.д.

А мы - россияне, будем стоять в сторонке и петь гимны о величии русской духовой школы, пока не научимся, и пока не появятся наши тубные Яшины, Аршавины, Прокофьевы, Шостаковичи...

 

Результаты конкурса: четыре КОМА, два СТЫДА и один ПЛЮСИК.

Обосрамились на весь мир, международный резонанс уже есть, и беда не в том, что господина Канделарию (представителя Гильдии трубачей на конкурсе) плохо кормили и плохо поили, наверняка всё было на высшем уровне. Просто судейство шокирующее.

Если наши профессора хотят, чтобы очередной конкурс имени Т.Докшицера через 2 или 4 года посетило 40 тубистов (трубачей, тромбонистов) со всего мира, чтобы наши на их фоне не выглядели бледно, чтобы попутно прошла выставка-продажа бэушных и новых инструментов за человеческие деньги, надо получить и через членов международного жюри, и через мальчика из Франции положительный резонанс о проведении конкурса в России, - а этого уже добиться будет сложно. Мальчик непрост. Нельзя недооценивать противника, а свои шаги необходимо просчитывать, хотя бы, на два дня вперед.

Интересно, в каких отношениях наш Конкурс находится со Всемирной Федерацией Международных Музыкальных Конкурсов?

"Король умер", да здравствует "король"! 


(*) Автор приносит извинения конкурсантам за обвинение в невыученности программы первых двух туров - это лишь его мнение как зрителя, который не обязан быть вкурсе закулисных и, тем более, "подковерных" дел.

Если решение об исполнении по нотам было принято жюри, то странно, почему это решение заставило ребят отказаться от игры наизусть, если они были готовы.

Возможно, львиная доля участников в других специальностях была неготова играть наизусть?

 

P.S. 

  1. Судейство по тубе и тромбону было на первых двух турах русское - В.Н.Досадин и Е.Петров (Н.Новгород) - 2 голоса, А.Т.Скобелев и А.Н.Морозов - по голосу сответственно.
  2. Фактически, своих студентов судил сам Профессор В.Н.Досадин, а это незаконно. Согласно мировой практике, член жюри не имеет права голосовать за своих учеников.
  3. Не по этим ли причинам, проигнорировали Московский Конкурс ранее заявленные тубисты из Питера Иван Сватковский и Янис Рушко?