Facebook Tubastas  vk Tubastas  youtube Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

тубисты

« Назад

02.02.2015 Sam Pilafian (Сэм, Сэмюэл Пилафян)

Sam Pilafian, родился в 1949 году (Майами, штат Флорида, США). Тубист, педагог, в настоящее время профессор в музыкальном Университете штата Аризона. В течение 20 лет преподавал в Бостонском университете. Пожалуй, наиболее известен, как один из основателей всемирно известного ансамбля Empire Brass Quintet, является соавтором самой продаваемой методики на духовых инструментах "Breathing Gym" и "Brass Gym". Сэм Пилафян входит в состав директоров Международной ассоциации Туба Эуфониум I.T.E.A. (International Tuba Euphonium Association). Так же известен своим безграничным энтузиазмом и потрясающим артистизмом, пользуется большим спросом, как тубист-солист.

Биография:

Сэм вырос в музыкальной семье, где все на чем-то играли и пели. Музыка всегда для него была предметом восхищения и поклонения. И самые яркие впечатления детства Сэма, были связаны с музыкой домашних концертов, где музицировали его родители. Ещё в детстве он влюбился в звук тубы, увидев пристрастия Сэма к этому инструменту, родители отдали его в музыкальный колледж в класс тубы. В 18 лет, 1967 год, закончив консерваторию с отличием, Сэм Пилафян - тубист, занимает второе место среди духовиков на международном конкурсе в Мичигане. Это был большой успех тубиста, занявшего призовое место, за более чем 50-летнюю историю самого конкурса. Через год Сэм выигрывает грант на учебу в музыкальном центре Танглевуд (Tanglewood Music Center) университета Аризоны.

9 сентября 1971 года, в Вашингтоне открылся знаменитый "Центр исполнительских искусств им. Дж. Ф. Кеннеди". Перед зрителями в этот день выступил Национальный симфонический оркестр, под управлением классика современной американской музыки, композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. Прослушав многих тубистов, легендарный музыкант пригласил играть в премьерном исполнении своей «Мессы» 22 летнего Сэма Пилафяна. Этот опыт игры с симфоническим оркестром не стал последним.

Исполнительская деятельность:

Сэм Пилафян принимал участие в записях с самым популярным в мире симфоническим оркестром Boston Pops Orchestra, под управлением композитора Джона Уильямса. Выступал на крупных музыкальных фестивалях Европы и Азии в составах Нью-йоркского филармонического оркестра и оркестра Metropolitan Opera. Соло тубы Пилафяна слышали на торжественном концерте, посвященном 100-летию Карнеги-холла (Carnegie Hall), а когда Жаклин Кеннеди-Онассис (Jacqueline Kennedy-Onassis) готовила церемонию бракосочетания своей дочери Каролин, то по просьбе Жаклин, Сэм аранжировал семь самых любимых песен Джона Кеннеди и исполнил их на свадьбе.

За годы своей творческой деятельности Сэм Пилафян сумел получить массу наград и призов: приз Музыкальной ассоциации Гарварда, звание «Выдающийся музыкант» сразу нескольких высших музыкальных учебных заведений, звание «Лучший педагог», приз «Дух Уолта Диснея» за созидательную и творческую деятельность. Долгие годы он был президентом и председателем совета директоров Международной ассоциации исполнителей на тубе, а в настоящее время он — член этого же совета директоров. Он создал и руководит до сих пор большим духовым ансамблем Summit Brass и знаменитым Empire Brass Quintet, с которым выступил в СССР, а одно из выступлений этого выдающегося ансамбля, почти в течение двух часов, транслировали по I каналу ЦТ Советского Союза — неслыханное для времен застоя дело!

Джазовое исполнение.

Отдельным пунктом в его деятельности стоит джаз, который любил с раннего детства. Сэм Пилафян выступал и записывался с оркестром Дюка Эллингтона, оркестром Лайонела Хэмптона. А так же с такими джазовыми гигантами, как пианист Хэнк Джонс, барабанщик Элвин Джонс, певица и голливудская звезда Бернадетт Петерс. Принимал активное участие в создании малых джазовых составов, с которыми записал 15 аудио альбомов. Интересным фактом биографии Сэма Пилафяна, стало выступление с одной из великих рок-групп ХХ века — Pink Floyd.

В 1991 году Сэм Пилафян вместе с гитаристом Фрэнком Виньолой, выпускает пластинку в жанре классического джаза «Travelin' Light», а в 1993 году повторяет успех первого релиза, записывает «Making Whoopee». Этот альбом стал для многих классических музыкантов определенным образцом джазовой бас-линии и сольной игры на тубе.

Одним, наиболее интересным и знаменитым его экспериментом в области джазовой музыки, является альбом «Meltdown» (1998), записанный в трио, с саксофонистом Скоттом Циммером (Scott Zimmer) и барабанщиком Джоном О'Рейли (John O'Reilly, Jr.). Альбом включил в себя интерпретированные композиции Равеля, Бартока, Телониуса Монка и др.

Авторская музыка:

Relentless Grooves: Armenia - это произведение отражает армянские корни Сэма Пилафяна и добавляет авторитет, как тубиста-исполнителя, так и композитора. Сэм Пилафян, на фоне ранее записанного аккомпанемента, использует свою тубу, как армянский фольклорный инструмент. Техника исполнения позволяет ему извлекать из тубы, казалось бы, неповоротливого инструмента, любые звуки. Это масштабное произведение можно обозначить, как некую сжатую антологию музыки Армении, путешествие в ее историю. Мелодически и ритмически сочинение охватывает период с языческих времен до наших дней, а каждая из четырех частей демонстрирует наиболее характерные для Армении музыкальные образы.

Первая часть — восторженная и бравурная, носит название Liberation (освобождение), вторая — яркая и колоритная Identity, третья, самая тяжелая и грустная — Lament (жалобная песнь), и наконец, четвертая самая веселая и энергичная — Kef Time (праздник). В записи использовано большое количество фольклорных ударных инструментов. Этим произведением Сэм Пилафян представляет всю историю страны и народа, демонстрируя при этом глубокие познания в области музыки, собственную незаурядную технику и большую фантазию. Кстати, это сочинение благодаря своей оригинальности и сложности, требующей от исполнителя не дюжей техники и способностей, превратилось в своеобразный индикатор технических возможностей исполнителей на тубе.

Relentless Grooves: Armenia, исполняют и записывают многие тубисты, например Tom McCaslin - «Inside Out» (2009), а так же это произведение является обязательным в учебных заведениях.

Когда Пилафяна однажды попросили закончить фразу «Музыка — это...», он ответил: «Музыка — это передача эмоций на расстоянии посредством звуков. Задачей музыканта является успешная передача наших музыкальных мыслей всем тем, кто готов их слушать»..

А мыслей у Сэма Пилафяна более чем достаточно, ему есть что передать — в частности, своим студентам. Ведь всю свою жизнь он не только играет и записывается, но и учит. 20 лет он преподавал в Бостонском университете, вел курсы в Королевской академии музыки в Лондоне, а в последние годы работает в «ASU Herberger College School of Music» и университете Аризоны. Он является также автором двух книг по методике игры на тубе, а свою главную задачу видит в том, чтобы убедить студента в необходимости знаний для достижения однажды выбранной цели. В том, чтобы научить его превращать свой, может быть, не очень большой природный талант в отточенное упорством и трудолюбием высочайшее мастерство.

Материал частично позаимствован у Еркрамас — газета армян России.


дискография:

  • 1987: Empire Brass Quintet - Empire Brass in Japan
  • 1991: Sam Pilafian and friends - Travelin' Light
  • 1993: Sam Pilafian and Frank Vignola - Making Whoopee
  • 1998: Sam Pilafian Project - Meltdown
  • 2002: Pat Sheridan and Sam Pilafian - Dos Amigos
  • 1995: Travelin' Light Jazz Duo - Getting It Together

 


 

Sam Pilafian (сайт)