Facebook_Tubastas  vk_Tubastas  youtube_Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

ансамбли

« Назад

18.05.2012 Tuba-Tuba (international)

История дуэта тубистов Дэйва Барджерона и Мишеля Годара.

автор: Андрей Соловьёв (трубач, музыкальный журналист)

Проект Туба-Туба (Tuba-Tuba), возможно вызовет некоторое раздражение у тех, кто относится к джазу требовательно и дорожит его идеологической чистотой. Прежде всего, потому что он является джазовым лишь отчасти. Страшного в этом, разумеется, ничего нет, вот и для музыкантов, о которых здесь написано, джаз не сама цель, а скорей средство для раскрытия своего исполнительского потенциала. Иначе говоря, джазу отводится роль фундамента для демонстрации виртуозности свободы высказывания и мирного сосуществования различных традиций и стилей. Рассказ пойдёт о музыкальном проекте, тон в котором задают два знаменитых исполнителя на тубе: Дэйв Барджерон (Dave Bargeron) и Мишель Годар (Michel Godard).

Собственно и проектом это объединение назвать трудно потому, что Дэйв Барджерон живет и работает в Америке, а у француза Мишеля Годара, множество проектов в разных точках Европы. Так что пути их пересекаются не часто, а на подготовку новой программы иногда уходят месяцы, а то и годы.

Впервые два этих выдающиеся исполнителя на тубе, встретились в 2000 году, во время работы над альбомом Араби Абу-Халил (Rabih Abou-Khalil) "Кактус оф Ноледж" (The Cactus of Knowledge), и продолжили знакомство на концертах в поддержку этой пластинки. А общим для них оказалось то, что они оба влюблены в своё дело и готовы не жалеть сил и времени на совершенствования техники игры. Так, что в ансамбле, который бесхитростно называется Туба-Туба (Tuba-Tuba), каждый из них демонстрирует невероятный уровень владения этим весьма инертным и сложным в управлении инструментом. Причем играют всё подряд, неаполитанские песни, прованские хороводные, полифонические миниатюры под Баха, навороченные джазовые стандарты и острые танцевальные вещи в стиле фанк.

bargeronDave Bargeron (Дэйв Барджерон) - старший в проекте. Известность пришла к нему ещё в начале 70-х, когда он стал участником прославленной брасс-рок группы Блад Суэт энд Тирс (Blood, Sweat & Tears). Правда, он влился в состав на этапе работы над четвертым альбомом (Blood, Sweat & Tears 4 -1971), когда к коллективу уже пришел первый успех. В Blood Sweat And Tears - Д.Барджерон был задействован в основном, как тромбонист и сыграл не малую роль в формировании характерного звучания духовой секции этого известного и влиятельного ансамбля. За семь лет пребывания в группе он записал с ней 11 исторических альбомов. Позднее музыкант сотрудничал с биг-бендами Дока Сиверинсена (Doc Severinsen), Джоржа Гнунтса (George Gruntz) и Джорджа Расселла (George Russell), а ещё работая в Blood, Sweat & Tears получил приглашение от Гила Эванса (Gil Evans) и на протяжении многих лет играл в его биг-бенде, выкраивая время между гастролями.

Складывается впечатление, что Дэйв Барджерон, являясь ярким исполнителем, ничего особенного собой, как личность не представляет и нечего добавить к его портрету, кроме того, что он живет в Нью-Йорке, работает студийным музыкантом со многими звездами и воспитывает четырёх дочерей, но это впечатление обманчиво.

bravo Например, удалось выяснить, что музыкант, в свободное от музыки время, занимается изобретательством, усовершенствуя конструкцию духовых инструментов. Самое известное его открытие - Б.Р.А.В.О. (B.R.A.V.O.), сокращение от Барджерон Рапид Артикулейшин Велв Опшин (Bargeron Rapid Articulation Valve Option). Это специальный вентиль для тромбона, который устанавливается возле мундштука и позволяет регулировать движение воздушной струи поступающей в инструмент.

А ещё Д.Барджерон пишет книги. Совсем недавно он закончил работу над произведением под названием "Джаз Флайс" (Jazz Flys) в буквальном переводе - "Джазовые мухи", но правильнее перевести - "Джазовая наживка". Дело в том, что на страницах этого сочинения Д.Барджерон сравнивает процесс создания джазового произведения с работой по навивке муляжа насекомого, мухи стрекозы или бабочки на которую ловят рыбу семгу и форель в первую очередь. Более того, автор пытается изобразить творческий метод многих известных представителей современного джаза через аналогию с тем или иным способом навивки такого типа рыбацкой снасти, короче говоря, Касталия - "Игра в бисер", Герман Гёссе отдыхает. Узнав такие подробности его творческой биографии, начинаешь немного иначе воспринимать записи этого необычного музыканта.

godard Michel Godard (Мишель Годар) - моложе Д.Барджерона и его становление больше связано с исполнением академической музыки. Хотя сейчас диапазон творческих интересов музыканта, значительно расширяется и не исчерпывается классикой. Он много выступает и записывается с такими звездами европейской сцены, как Мишель Порталь (Michel Portal), Луи Склавис (Louis Sclavis), Пьер Фавр (Pierre Favre) и многими другими. Сотрудничал с ведущими американскими джазменами. Время от времени он так же появляется в проектах известного исполнителя Регги, по имени Альфа Блонди (Alpha Blondy), а ещё помогает в реализации их замыслов легендарным представителям Кентерберийского рока, Джону Гривсу (John Greaves) и Филлипу Пайп Пайлу (Phillip "Pip" Pyle).

Из выше написанного может создаться впечатление будто проект "Туба-Туба" представляет собой дуэт, однако это не так. Два потрясающих тубиста состязаются друг с другом под аккомпанемент барабанов и аккордеона. На этих инструментах играют соответственно Кенвуд Деннард (Kenwood Dennard) и Лучиано Бьёндини (Luciano Biondini).

источник, 512-й выпуск подкаста "Слушать здесь" Раз тубист, два тубист!


 

ts_cd дискография:

  • 2001 - Michel Godard and Dave Bargeron - TubaTuba
  • 2003 - Michel Godard and Dave Bargeron - TubaTubaTu