05.03.2012 Кронверк Брасс (Россия)
Кронверк Брасс — это музыкальный коллектив, точнее это квинтет, хотя, почему только квинтет, квинтет — это когда пятеро человек играют музыку, но ничто не мешает нам пригласить перкуссию и барабанщика для танцевальной музыки, саккомпанировать какому-либо инструменту или певцу, сыграть концерт с органом и с хором, зажечь с DJ, в общем Кронверк Брасс — это все, что можно придумать и сыграть на "дудках" и с помощью "дудок". Соответственно и репертуар самый разнообразный: можно долго и с удовольствием играть барочную музыку и музыку ренессанса, что получается очень красиво и как бы воздушно, потому что Саша Гроховский берет трубу пикколо, и в верхнем регистре играются замысловатые украшения. Не без внимания остаётся и классический период — Моцарт, Бетховен, Россини... бывает иногда трудно передать оркестровую фактуру, да и слушать целую симфонию в исполнении только медных все-таки утомительно, но увертюры, отдельные номера из опер, концертные пьесы — это хорошо звучит, особенно в сопровождении ударных. "Легкая классика", наверное так можно назвать множество полек, вальсов и маршей, И. Штраус, Оффенбах, Кальман, Зуппе — все это "диджеи" конца XIX века, с успехом и их произведения исполняются таким составом. Ну, а дальше уже двадцатый век, много композиций аранжировано в стилистике диксиленда — тот-же небольшой состав исполнителей и даже инструментарий почти одинаков: тромбон, труба, туба вместо геликона. Можно сыграть и "бигбэндовый" репертуар — знаменитая киномузыка Глена Миллера, хиты бродвейских мюзиклов, что называется "вери гуд".
Таким составом можно играть любую музыку, ведь главное чтоб материал был хороший. Музыка, она ведь только двух видов хорошая и плохая, то есть плохая это уже и вовсе не музыка... ну вот Битлз — это же хорошая музыка, как не крути, поэтому и ее играем. Но, дело не в том, что все можно сыграть — да любой музыкант, дай ему в руки электродрель, на ней "Полет Шмеля" исполнит, еще и с модуляцией, а дело в том "как". Квинтет это все-таки камерный ансамбль, то есть ансамбль солистов, вот многие говорят, что это как маленький духовой оркестр, это верно и в то же время не верно, да можно звучать как похоронный оркестр, но можно и по другому, ведь музыканты все с академическим образованием, десятилетия отданы на занятия, поэтому другой уровень владения инструментом, богатая палитра звучания, мы же вместе не первый год играем, знаем друг друга как пять пальцев, слышим друг друга, чувствуем, да, чувствуем без всякого пафоса, просто как в слаженной команде "чувство локтя" и из этого рождается игра, то есть сверхзадача играть, играть друг с другом, с публикой, с акустикой, с обстоятельствами, это же радость, это интересно. Да и аранжировки берутся "не детские", сделанные для профессиональных исполнителей, часто виртуозные. Не редко, а в идеале всегда, аранжировщик пишет для конкретного музыканта, зная его звучание и возможности, почему-то часто этим занимаются тромбонисты, как и у нас, этим занимается наш тромбонист Павел Щербаков. Это же замечательно, человек с тобой играет, для тебя и для себя пишет, исправляет что-то дополняет, пожелания выслушивает:).
В состав академического брасс-квинтета входят две трубы, валторна, тромбон и туба — всё медные духовые, потому что "брасс" это переводится как медь. Ну потом начинаются тонкости, трубачи могут взять "пиколки" — это маленькие трубы, звучание высокое и чистое, флюгельгорн — теплое, мягкое — матовое звучание. Но не всякая труба подойдет для брасс-квинтета, наши играют на "Bach", Саша Овчинников тут хотел поменять инструмент, взял Yamaha Xeno, поиграл неделю и вернул — не то звучание, играть легче, а на форте не "отдает". Тромбонист может играть на джазовом "шприце", может воспользоваться "баритоном" из семейства саксгорнов, "Амурские волны", "На сопках Манчьжурии" — это его "песня". С валторной немного сложнее, есть конечно дискант хорн, натуральные валторны, вагнеровские тубы, да на том же "флюгеле" можно играть, но реально это как-то не прижилось, да и сама валторна инструмент достаточно универсальный с очень убедительным диапазоном в четыре октавы, которого вполне хватает "для производственных задач". Туба, большая такая труба, все спрашивают сразу сколько весит, с тубой все просто — берешь хорошую и хорошо играешь... как Василешников:), тоже кстати Паша. Нет, есть конечно один нюанс, наш тубист играет на "бэйной" она ниже по строю чем "эфная" (от ноты основного тона, "B-flat " — это "си-бемоль", а "F" — это "фа") и звучит более мягко и "жирнее", что-ли, но "эфная" иногда лучше для квинтета, так как может давать упругий, "драйвовый" бас.
Где можем играть?... конечно везде! Концертную программу с удовольствием представим, академический концерт с конферансом, эффектными номерами. Праздник, "корпоративная вечеринка", свадьба, презентация. Существует мнение что, вот есть "настоящие" музыканты которыя в хилармониях играють, а есть шабашки — они по халтурам бегают, да даже среди музыкантов, часто слышишь "пошел на халтуру", это не верно. Прежде всего отношение, что в филармонии, что в банкетном зале, тебя приглашают играть, то есть осуществлять некую степень свободы и делиться ею со слушателями, вовлекать их, без этого ничего не произойдет, будь это хоть Берлинская Филармония. Многое и от публики зависит, от того как слушают, иногда такое теплое и доброе отношение, что хочется играть и играть, и сами ребята говорят — давайте на бис еще что-нибудь сыграем. В багаже у коллектива, уйма концертов и выступлений и в России и в Европе, фестивали, частные мероприятия и все такое. Есть "престижные", а есть как бы и не очень, вот к примеру летом играли на приеме Генерального Консульства Франции в Петербурге по случаю празднования дня взятия Бастилии, а после был коцерт в коровнике в немецкой провинции, угадайте где было приятней играть?:) Другое дело, что коровник там конечно бывший и оборудован под концертный зал с приличной акустикой.
Главное для коллектива это играть, играть это значит отдавать и получать. Отдавать свои умения свои слышания, настроения, видеть, что это нужно, что это радует людей и значит нужно работать, дальше искать музыку, в нотах, в инструментах, внутри себя и других.
дискография:
- 2004 - Through The Ages "Baroque"
- 2006 - Get Fun Key
|