Facebook_Tubastas  vk_Tubastas  youtube_Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

ансамбли

« Назад

05.03.2014 Ансамбль Российского Национального симфонического оркестра (Россия)

Ансамбль, о котором я хочу рассказать, давно заслуживает того, чтобы о нем написали в какой-либо статье или книге. (В.Баташев)

Квартет тромбонов, действующий на постоянной основе в течение многих лет, - редкое явление в нашей музыкальной жизни. Речь идет об ансамбле Российского Национального симфонического оркестра (РНСО) - за рубежом такие ансамбли принято называть «Лоу-брасс» («низкая медь»).

Описывая историю его создания и некоторые страницы творческой биографии, я хотел бы отдать дань уважения профессионализму и художественному совершенству этого ансамбля, высокому мастерству, целеустремленности музыкантов, его составляющих членов ансамбля «Лоу-брасс» РНСО - Анатолия Скобелева, Валерия Голикова, Вячеслава Пачкаева и Александра Казаченкова - связывает почти двадцатилетняя совместная работа в оркестре Большого Театра. Но дружба двоих из них - Анатолия Скобелева и Вячеслава Пачкаева - началась значительно раньше, в Ленинграде, когда четырнадцатилетними мальчишками они поступили учиться играть на тромбоне к Георгию Ивановичу Страутману, авторитетному и признанному сейчас педагогу. Георгий Иванович, большой энтузиаст ансамблевого музицирования, понимал, что в детской музыкальной школе этому важнейшему элементу музыкального воспитания уделяется недостаточно внимания. Поэтому он в специально отведенное время собирал своих учеников для игры в различных ансамблях. В те годы в нашей стране издавалось очень мало оригинальной ансамблевой литературы, и Георгий Иванович едва ли не к каждой репетиции приносил собственные новые переложения для трех, четырех, пяти тромбонов. Он прививал своим воспитанникам знание строгих законов ансамблевой игры, включающих в себя соблюдение чистоты строя, сохранение четкого взаимодействия партий, умение слышать себя и одновременно других.

Эти первые занятия ансамблем навсегда остались в памяти А.Скобелева и В.Пачкаева, а спустя годы им стало ясно, что без постоянных, систематических занятий камерным ансамблем всей группой (в данном случае имеется в виду группа тромбонов и тубы) достижение первоклассного уровня игры в оркестре невозможно.

На короткий срок жизненные пути Анатолия и Вячеслава расходятся. Пачкаев уезжает работать в Киевском театре оперы и балета имени Т.Г.Шевченко. Скобелев остается в Ленинграде, в Малом оперном театре, продолжая активно участвовать в музыкальной жизни. В этот период были осуществлены записи на грампластинки, исполненные квартетом тромбонов Ленинградской филармонии в составе: В.Венгловский, А.Скобелев, Б.Виноградов и А.Евтушенко. А в 1973 году Анатолий Скобелев одерживает блестящую победу на Международном конкурсе в Женеве - завоевывает первую премию и золотую медаль. Одаренного исполнителя сразу же приглашают в Большой театр, предоставив ему возможность самому выбрать музыкантов для своей группы. В результате в оркестре Большого театра была сформирована группа тромбонов, которая состояла из ярких, высокопрофессиональных музыкантов. Сбылась мечта А.Скобелева: работать с друзьями в одном оркестре и на этой основе создать постоянно действующий ансамбль тромбонов. Вслед за пришедшим в оркестр В.Пачкаевым в ГАБТ поступают В.Голиков и А.Морозов.

Так образовался квартет тромбонов Большого театра, длительное время выступавший под этим названием. В случае, когда для исполнения какого-либо произведения требовалось участие тубы, к ансамблю присоединялся А.Казаченков - солист-тубист оркестра Большого театра.

Необходимость эта возникла, например, при исполнении сложнейшего переложения «Чаконы» И.С.Баха, выполненного В.Венгловским для четырех тромбонов и тубы.

С появлением новой оригинальной литературы для квартета тромбонов началась напряженная работа над репертуаром, подготовка к выступлениям. Концерты ансамбля становятся регулярными, квартет постепенно приобретает известность в музыкальном мире. Но особенно плодотворными для ансамбля были 1980-е годы, их вторая половина. Именно тогда А. Скобелевым был задуман и исполнен цикл концертов под общим названием «Музыка для тромбона».

Концерты носили тематический характер. Каждый из них А.Скобелев предварял вступительным словом. Аргументированное, подкрепленное примерами из истории исполнительства изложение материала, доверительное общение с аудиторией, носящее характер беседы, помогали слушателям войти в мир образов исполняемой музыки. Например, в концерте «Советская музыка для тромбона» (январь 1986 г., ЦДРИ) каждый из участников квартета исполнил сольную пьесу, причем две из них прозвучали впервые: это Хорал для бас-тромбона и фортепиано А.Ракитина и Концерт для тромбона Р.Габичвадзе. В этом же концерте были исполнены два трио для тромбонов (Блажевич, Бак), Трио с вокалом Э.Денисова (солист М.Михайлов), Трио для скрипки, тромбона и фортепиано О.Проститова, Квартет А.Ракитина и Квартет В.Кладницкого с солирующей трубой (солист И.Школьник), а также Октет Т.Адомавичуса для восьми тромбонов.

Большой интерес у слушателей вызвали такие тематические вечера, как, например, «Французская музыка для тромбона» (1985 г., ЦДРИ), «Американская музыка для тромбона» (1988 г. Рахманиновский зал консерватории) и многие другие. О том, насколько интенсивной была концертная деятельность ансамбля тех лет, свидетельствует следующий (далеко не полный) перечень их выступлений:

  • 1986 - Участие в «Параде Брасс-ансамблей» (ЦДРИ). Концерт в Ленинградской консерватории в честь 60-летия В.Венгловского.
  • 1987 - Видеозапись в Останкино («Чакона» И. С. Баха). Концерт в Саратовской консерватории.
  • 1988 - Концерт в Минской филармонии. Концерт в честь юбилея Г.И.Страутмана в Ленинграде.
  • 1989 - Абонемент «Серебряный горн» (зал ГМПИ имени Гнесиных). Концерт на подмосковном Всесоюзном семинаре.
  • 1990 - Концерт в Свердловской филармонии.

Облетевшая весной 1990 года Москву весть о том, что выдающийся пианист современности Михаил Плетнев собирает музыкантов для создания Российского Национального симфонического оркестра, не оставила равнодушными и членов тромбонового ансамбля Большого театра... Сегодня А.Скобелев, В.Голиков, В.Пачкаев и А.Казаченков - артисты РНСО. Но история ансамбля продолжается. Все единомышленники опять вместе, и идея постоянно действующего квартета вовсе не оставила их - несмотря на то, что А.Морозов не стал переходить на работу в симфонический оркестр и остался в Большом театре. Итак, что же случилось и как «перемена места» скажется на дальнейшей судьбе ансамбля? Автор этих строк в одной из бесед с Анатолием Скобелевым так и сформулировал свой вопрос: «Что же побудило вашу группу, пользующуюся заслуженным авторитетом, покинуть стены Большого театра, такие непоколебимые и мощные, за которыми можно спокойно жить и работать, не особенно беспокоясь о завтрашнем дне?»

Ответ А.Скобелева был следующий:

«Когда мы уходили из Большого театра, многим нашим коллегам, а порой и нам самим, этот шаг представлялся действительно рискованным и недостаточно обоснованным. Нас пытались отговаривать. Одни видели причину ухода в мелких обидах, которые накапливаются за долгие годы работы; другие усматривали ее в штатном расписании оркестра Большого театра, при котором неизбежны трения между музыкантами. Известно, что в Большом театре тройной состав оркестра, и назначение того или иного музыканта на спектакль нередко бывает связано с излишним беспокойством... Некоторые говорили, что мы действительно недооцениваем надежность театральных стен. В общем, говорили много и разное.

Однако настоящая причина нашего ухода из театра в другом. Смею утверждать, что за двадцать лет работы в опере каждый из нас и все мы вместе достаточно хорошо изучили ремесло музыканта оперного театра. И вряд ли, оставаясь в театре, мы могли открыть для себя что-то новое и интересное в творческом отношении. Эпизодические выступления оркестра Большого театра с симфоническими концертами столь редки, что в расчет приниматься не могут. В основном это ежедневная, чаще всего рутинная работа в яме, нередко с посредственными дирижерами и певцами - работа, которая не приносит ни радости, ни удовлетворения. Основная причина нашего ухода - это появление в Москве нового крупного симфонического оркестра, за дирижерским пультом которого стоит талантливейший человек. У музыканта - артиста симфонического оркестра гораздо больше возможностей раскрыть свой творческий потенциал: ведь репертуар оркестра постоянно и непрерывно пополняется и обновляется. А это для нас самое важное - новая музыка. Наконец, наша группа не распалась, а в основном сохранилась, так что работу ансамбля мы продолжим».

И действительно, ансамбль тромбонов РНСО не только продолжает существовать, но его игра приобрела новое качество. Если раньше тубист А.Казаченков принимал участие в выступлениях ансамбля лишь по мере необходимости, то сегодня он - постоянный член квартета. И как следствие этого, расширились тембровые и регистровые возможности ансамбля. При наличии в партитуре четырех тромбонов и тубы партию еще одного тромбона исполняет Г.Другов, много лет проработавший в Большом симфоническом оркестре и имеющий опыт игры в камерном ансамбле.

В связи с этим вспоминается недавнее успешное выступление ансамбля в концерте РНСО, состоявшемся в Большом зале консерватории, с исполнением сочинения Д. Убера для трех тромбонов и тубы и знаменитого «Звездно-полосатого флага» Д.Сузы для четырех тромбонов и тубы. В последнем сочинении ансамбль с блеском продемонстрировал мастерское владение полной инструментальной палитрой от тубы до альтового тромбона, вызвав восторженную реакцию зала.

Из недавних выступлений следует отметить концерт ансамбля тромбонов РНСО в Саратове на вечере, посвященном столетию В.Пацевича, и выступление в ЦДРИ с Пятнадцатым хоровым концертом Д.Бортнянского в переложении В.Пачкаева. Исполнением этого сочинения знаменуется начало работы ансамбля над русским репертуаром - работы, которая, вероятно, будет показана в ФРГ, на международном симпозиуме тромбонистов, в сентябре 1992 года.

Не хотелось бы затрагивать здесь вопрос о выпуске грампластинок с записями наших мастеров духовой музыки. Очевидно, для этого нужен отдельный серьезный и большой разговор - тем более, что давно известно, насколько неудовлетворительно идут здесь дела. Думаю, что Анатолий Скобелев найдет возможность выступить на страницах «Брасс-вестника» с предложениями по этому поводу - а они у него имеются. Хотелось бы надеяться, что не останутся в стороне от обсуждения и разрешения создавшегося положения и другие музыканты, и почитатели духового искусства. Тем приятнее будет для нас известие о том, что ансамбль тромбонистов Российского Национального симфонического оркестра выпускает свой компакт-диск. К работе музыканты уже приступили, диск обещает быть интересным. В него будут включены записи самых разнообразных по стилю произведений - от музыки эпохи Барокко до наших дней: пьесы для тромбона соло, трио, квартеты, квинтеты с участием вокалистов, клавесина, арфы, ударных инструментов и фортепиано.

Безусловно, на этом история ансамбля не заканчивается. Все его участники - молоды, в расцвете творческих сил и еще долгое время будут радовать нас своей игрой. Пожелаем им счастливого продолжения своей истории.

В.Баташев
Российский Брасс-весник ©1992


ts_cd дискография:

Low Brass Section of the RNSO - Russian Brass (1993)