Дорогие друзья! В Москве появился раритетный инструмент, сузафон фирмы Conn 35K строя Си-бемоль, начала ХХ века. Великолепно сохранившийся экземпляр, оригинальная модель сузафона, которая выпускалась с 1916 по 1926гг. на фабрике C.G.CONN LTD, Elkhart / Indiana, U.S.A.
(*автор обзора – Стас Черёмушкин)
C.G.Conn 35K "Monster" - в чем его уникальность?
В отличие от знаменитой модели Conn 20k, этот инструмент имеет раструб развернутый не вперед, а вверх, как "зонтик", поэтому модель 35K называется Рейнкетчер (Raincatcher), то есть "собирающий дождь".
Сузафон первоначально был разработан в качестве концертного инструмента, а не для марширующих оркестров. Эта модель сохранила звук подобный тубе, за счет высокого и значительно расширенного раструба. Первые сузафоны имели 22-дюймовый (560 мм) диаметр раструба, или 24-дюймовый (610 мм), и были очень популярны в 1920-е годы.
С середины 1930-х годов, диаметр раструба был стандартизирован к 26 дюймам (660 мм). Некоторые крупные сузафоны (Monster, Jumbo, Grand, Giant или Grand-Jumbo, в зависимости от модели) были выпущены ограниченным тиражом. В наши дни эти раритетные инструменты востребованы и очень ценятся среди профессиональных сузафонистов.
Страна / Область выпуска: U.S.A. / Elkhart, Indiana
Строй: BBb, высокий, 442гц
Диаметр раструба: 550мм
Клапаны: 3 помпы
Покрытие: Серебро
Длина: 127,5 см
Ширина: 77,5см
Вес: 10,2 кг
Чехол или кейс: нет
Мундштук: нет
История
Сузафон, как инструмент, получил своё название в честь американского капельмейстера и композитора Джона Филиппа Сузы (John Philip Sousa), который популяризировал его, используя в своём духовом оркестре. Известно, что название инструменту в честь Дж.Сузы придумал Герман Конрад (Herman Conrad), первый профессиональный сузафонист. Оригинальным сузафоном считается инструмент, сконструированный в 1898 году для "John Philip Sousa’s band".
Инструмент был разновидностью геликона, с поднятым вверх раструбом, впоследствии получивший прозвище "Рейнкетчер" (Raincatcher). Это был первый сузафон знаменитой компании C.G.CONN, основанная в 1911году Чарльзом Герардом Конн в городе Элкхарт, штат Индиана (США).
Conn Raincatcher можно увидеть на старых фотографиях военных и джазовых оркестров.
Сузафон был представлен в 2х модификациях: Monster и Jumbo
модель Monster (BBb):
трёх-помповый 34K - низкий строй (Low Pitch)
трёх-помповый 35K - высокий строй (High Pitch)
четырёх-помповый 36K - низкий строй (Low Pitch)
четырёх-помповый 37K - высокий строй (High Pitch)
модель Jumbo (BBb):
трёх-помповый 42K
четырёх-помповый 44K
34K по 37K - модели выпускались с 1919 по 1926гг., а 42K и 44K - с 1924 по 1926гг.
Версии "Monster" и "Jumbo" отличались по весу и размеру: сузафоны "Jumbo" тяжелее на 5кг, на 180мм длинней и 150мм шире, а раструб на 100мм больше в диаметре.
Что сказал Чарльз Конн в 1926 году, про модель CONN 34K / 35K Monster Raincatcher?
"Некоторые музыканты и дирижеры всё же предпочитают оригинальный тип сузафона с поднятым раструбом, а не модель Гранд (раструб вперед), которая уже повсеместно используется в оркестрах. Выбор между двумя моделями, в значительной степени дело вкуса, так как нет никакой разницы ни в звуке, ни в интонации, ни в легкости звукоизвлечения. Каждая модель имеет место быть и представляет собой самый высокий тип развития данного конкретного инструмента. Маэстро Дж.Суза в своём оркестре с удовольствием использует сузафон 34K Monster Raincatcher, который является усовершенствованным аналогом первой версии, выпущенной более 10ти лет назад на фабрике Конн."
экскурс по истории окончен, теперь, конкретно, по сузафону, который приехал в Москву
Внешнее покрытие
Сузафон имеет качественное серебряное покрытие, без следов стёртости и залысин, следовательно, легко заполируется при реставрации.
Раструб так же посеребрен, а внутренняя его часть, есть подозрение, слегка позолочена. На фронтальной стороне выгравирована очень красивая надпись: сузафон сделано Конном, Элхарт, Индиана, США.
Общее состояние
История инструмента такова, что он без движения очень долго пролежал в одном региональном "Доме культуры". И что удивительно, как вообще этот сузафон уцелел до наших дней?
Инструмент в хорошем состоянии и прекрасно сохранился за 90 лет, судя по всему им очень мало пользовались. Конечно, есть небольшие вмятинки и следы не профессиональной рихтовки, но за такое время их могло быть гораздо больше.
Проблемное место - мундштучная трубка или как еще её называют – шея (Neck). Она требует замены, что закономерно т.к. это расходник, который можно заказать в любом магазине.
Кстати, эска (Neck) и адаптеры (Tuning Bits) для Conn универсальные, и подходят к старым моделям в наше время.
Механика
Сузафон оснащен трёх-помповым механизмом со средним ходом. Сама помпа сделана из латуни, имея целое покрытие, направляющая шпилька металлическая и практически не болтается в стакане. Поверхность помпы не имеет явных следов износа, то есть, не затёрта.
После личной проверки - помповый механизм не пропускает воздух и очень хорошо держит компрессию, что для инструмента, с почти вековой историей, большая редкость!
Звук
После долгого общения с обладателями данного инструмента, можно сказать, что особенностью этой модели является низкая сопротивляемость инструмента к выдоху музыканта. Что, несомненно, сказывается на легкости звукоизвлечения. Конечно, в этот сузафон дуть нужно, но не так сильно, как ожидалось.
Что меня удивило во время игры?
Ощущение очень плотного, мясистого звука с великолепной динамикой - этот звук хотелось пощупать руками. Что характерно, когда потребовалось выделить акценты (протрещать), сузафон легко справился и с этой задачей.
Так же у инструмента присутствуют и недокументированные ноты (Eb, D, C - контроктавы и Bb, A, G - субконтроктавы), которых нет из-за особенности конструкции трехвентильного механизма без квартвентиля, но что удивительно, здесь эти ноты есть и звучат они полноценно (см. видео)
Настройка сузафона
Как было сказано выше, сузафон бэйный (BBb), т.е. Си-бемольный. Настройка производилась с помощью тюнера на 440гц.
Сузафон стройный во всех регистрах, максимум 442гц, что соответствует современному строю, с допустимыми погрешностями, как и все бэйные инструменты. Благо есть большой запас длины подстроечных кронов. Сами кроны в великолепном состоянии и не имеют следов коррозии.
Настройка проходила на двух мундштуках, это популярный среди тубистов: Bach 18, и Josef Klier T1-AA Exclusive.
Выяснилось то, что сузафон требует к себе особого внимания по выбору мундштука, и Бах 18 проиграл моментально. Не зря имеются специальные мундштуки подходящие именно для сузафона, а не для тубы. Эксклюзив "JK T1-AA" больше подошел к этому инструменту, полностью раскрыв его суровый тембр.
Конструкция инструмента
Как и все сузафоны, Conn 35K Monster состоит из двух частей. Это раструб (Bell) и бублик (основная труба).
Раструб имеет стандартное трёх винтовое крепление к бублику, и повернут строго вверх или чуть вперед. Конструкция отдаленно напоминает положение раструба у тубы, но только немного выше. Это будет интересно тем, кто хочет безболезненно перейти с тубы на сузафон, тогда изменения в привычных акустических ощущениях станут менее заметными.
В нижней части кольца "бублика" установлен мощный защитный молдинг, препятствующий образованию вмятин. Мундштучная трубка имеет несколько изгибов, для более удобной постановки мундштука к амбушюру.
Хочется отметить одну особенность, как подплечник (Shoulder Pad) на "бублике" - очень интересное решение по распределению веса сузафона и защищающее левое плечо от травмы. Ведь вес у инструмента, не много ни мало - 10,2 кг. У современных сузафонов индийского производства, тоже имеется подплечник на "бублике", но он менее удобен и травмирует шею.
Вердикт
Что можно сказать по этому сузафону?
Инструмент - интересный, необычной конструкции с благородным тембром!
Серебряное покрытие не повреждено.
Раструб и бублик без вмятин, и выглядят на честную четвёрку.
Кроны целые - рабочие, помповый механизм не выработан, хорошо держит компрессию и уже готов играть.
Сузафон не требует каких-либо усилий, чтобы получить пышный и красивый звук.
Многие тубы могут только позавидовать динамическому диапазону этого инструмента.
Конечно, сузафону желательно пройти профилактику, а именно:
заменить эску
пропаять стойки
хорошо промыть
заполировать
приобрести чехол
Для этого потребуются финансовые вложения, за отличный, старинный сузафон с более чем 90 летней историей.
Послесловие
Сейчас в интернет-магазинах продаётся огромное количество новых сузафонов, рынок заполнен азиатскими моделями, сделанные в Китае и Индии, которые красиво выглядят и стоят дешево. По моему личному мнению играть на таких дудках тяжело и неудобно (хотя не буду так критичен, т.к. ещё много не попробовал).
Производством же профессиональных сузафонов (BBb) занимаются такие фабрики как, Holton, King, Olds, Conn, Yamaha. Оригинальные детали и запчасти к этим инструментам, можно без проблем заказать по интернету, они универсальны и доступны.
Характерно то, что у King и Conn некоторые детали взаимозаменяемые, но нужно проверять по каталогу, т.к. не все модели подходят под эту универсальность. Естественно эска (Neck) от Holton не подойдет, например к Yamaha, а адаптеры (Tuning Bit) от King не встанут на Olds. Тем не менее, когда есть выбор - это удобно.
И, что интересно, уже более века базовой конструкцией (за исключением направления раструба) считается сузафон Conn 20К, который можно приобрести по цене около $7000(примерно такое же соотношение, как и оригинал, стоимостью $175 в 1902году).
Можно справедливо заметить, что в наше время сузафоны сделаны гораздо хуже, чем это было много лет назад, когда инструментами Conn восхищались по всему миру.
Сузафон Conn 35K Monster - это винтажный инструмент,