Facebook_Tubastas  vk_Tubastas  youtube_Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

репертуар

« Назад

18.09.2022 Туба соло, Алексей Левашкин. Аудиозапись из прошлого.

Каждый раз, когда нам удается услышать ранее неизвестную запись сольного исполнения кого-либо из отечественных тубистов XX века, это становится, если не праздником, то, во всяком случае, Событием. Ведь таких записей невероятно, недопустимо, чудовищно мало. Недопустимо мало не только с точки зрения популяризации исполнительства на этом инструменте, и не только с точки зрения наличия эталонных образцов исполнительства для тубистов настоящего и будущего.

Туба соло, Алексей Левашкин. Аудиозапись из прошлого.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» - назвал Поль Гоген одно из самых известных своих полотен.

Именно на этот вопрос, если его предметом сделать отечественную исполнительскую школу, и дают ответ аудиозаписи исполнений мастеров прошлого. Слушая их, анализируя их, мы получаем возможность понять: что представляла собой раньше российская школа игры на тубе, как она развивалась, как менялись требования к звуку, к мастерству интерпретации, а также то, что оставалось и остается ценным всегда в искусстве игры на этом инструменте. Особенно важно такое понимание сейчас, когда сольное исполнительство на тубе в России очень медленно, но все же верно, становится все более популярным.

Однако история игры на тубе в нашей стране складывалась до начала XXI века так, что сольное исполнительство было глубоко периферийной сферой творчества профессиональных тубистов. Только игра в оркестре была мерилом профессиональной состоятельности любого из них!

Не было и необходимого для полноценного сольного исполнительства инструментария. Ведь использовались только контрабасовые, предназначенные, прежде всего, для оркестра, тубы in B. Но при этом, на уроках по специальности в школах, училищах и ВУЗах каждый из них тратил огромное количество часов и усилий на то, чтобы разучивать огромное количество пьес. Куда же исчезал потом весь этот «багаж»?

И поэтому о каждой, случайно найденой записи сольной игры советского и российского тубиста XX века, можно сказать, что она – «на вес золота».

Биография Алексея Романовича Левашкина размещена на данном ресурсе, где можно ознакомиться с этапами его творческой жизни. Отдельно, хочется отметить тот колоссальный вклад, который уже внес и продолжает вносить этот музыкант своими работами в развитие представлений об истории тубы в России и в целом в науку об истории исполнительства на духовых инструментах.

К моменту, когда нашлась эта запись, многие уже могли слышать голос тубы Алексея Романовича на видео ГАСО под управлением Е.Ф. Светланова, в составе которого он работал с 1984-2000 гг. (выступления оркестра во множестве представлены на самых популярных интернет-ресурсах, в том числе, на видеохостинге «Youtube»), и без сомнения, те кто слышал "золотой фонд" ведущего оркестра страны, у того остались исключительно благоприятные впечатления от мастерского исполнения оркестрового тубиста.

 

История аудиозаписи.

Аудиозапись, которая здесь представлена - любительская, и была сделана в 1996 году на концерте, посвященному Шестидесятилетнему юбилею ГАСО. Чтобы восстановить богатство реального звучания эта запись неоднократно подвергалась реставрации.

«Нужно принимать эти обстоятельства во внимание (качество изначальной аналоговой записи на карманный диктофон «Panasonic») и делать снисхождение исполнителю, который, к тому же, не профессиональный солист, который постоянно практикуется, а оркестровый музыкант, играющий сольный репертуар – по случаю. Это не оправдание, а просто примите к сведению» - прокомментировал А. Левашкин.

 

Программа выступления:

  1. Г. Эккльс. Соната для скрипки и клавира (g-moll) в переложении для тубы и фортепиано А.К. Лебедева. I и II части
  2. А. Гречанинов. «Ноктюрн» в переложении для тубы и фортепиано И.А. Лебедева

Туба: Алексей Романович Левашкин - солист Государственного академического симфонического оркестра России.

Концертмейстер: Светлана Борисовна Раева - дипломант всероссийских и международных конкурсов, заслуженный работник культуры РФ.

 

B&S 3103 Perantucci PT-1

B&S 3103 Perantucci

На аудиозаписи звучит туба B&S, модель «Perantucci», подаренная Алексею Левашкину в Америке ее изготовителем, Герхардом Майнлем. Мундштук: Perantucci PT-50.

 

Характеристики тубы:

  • B&S 3103
  • Model: Perantucci PT-1
  • BBb 4-Valve Concert Tuba
  • Size: 4/4
  • Bore: 19 mm
  • Bell: 48 cm
  • Height: 106 cm