Среди симфонических произведений П.И.Чайковского симфонии занимают одно из самых важных мест. В методической литературе практически не освещена роль тубы в симфониях П.И.Чайковского, попробуем разобраться, на что требуется обратить внимание в партии тубы, если вы исполняете одну из симфоний великого русского композитора, на примере Четвёртой, Пятой и Шестой симфоний.
(*автор Старков В.П.)
Тембр тубы присутствует в симфониях, чаще в общих оркестровых эпизодах: в ансамбле с группой тромбонов, валторнами, контрабасами, за редким исключением соло.
П.И.Чайковский усиливал тембром тубы в туттийных местах эмоциональное воздействие на слушателя. Для достижения мощного, красивого, бархатного звука на тубе, исполнителю необходим большой арсенал приёмов владения инструментом, высокий профессиональный уровень. В симфониях П.И.Чайковского музыкант имеет большие возможности для показа своего мастерства.
Симфония № 4 - Фа минор op. 36, первая в истории русской музыки симфония -психологическая драма, сопоставимая по силе с симфониями Бетховена. Музыка написана в 1877 году, впервые исполнена в Москве 22 февраля 1878 года оркестром под управлением Н.Г. Рубинштейна.
В первой части следует обратить внимание на исполнение следующих эпизодов:
Первое вступление тубы в шестом такте симфонии должно, как можно естественней влиться в общее нисходящее движение валторн и тромбонов. Последующий контрапункт шагающих аккордов к главной теме, усиливает динамику и подчёркивает драматический момент вступления:
Введение тубы в общие эпизоды у П.И. Чайковского всегда оправданы.
В цифре «С», в четвёртом и восьмом тактах, туба и бас-тромбон связывают эпизод воедино. Хотелось бы рекомендовать исполнителям штрих, не указанный в партитуре, но оправданный с точки зрения исполнения:
В часто встречающемся ритмическом рисунке:
восьмая с точкой должна быть строго выдержана до конца и ни в коем случае не укорочена.
В девятом такте четвёртой части симфонии цифры «А» необходимо поставить смысловые акценты на первую и четвёртую долю, отпуская вторую и третью, и с одиннадцатого такта общее оркестровое «crescendo»:
В общем оркестровом эпизоде, где туба явно солирует с группой тромбонов, проводящих главную тему, не стоит опираться на первую и третью долю, и следует довести фразу к началу второго такта:
Очень неудобен в исполнении эпизод в цифре «С» такты тринадцатый и восемнадцатый:
Его необходимо сыграть строго ритмично, двойным языком, не форсируя, после аналогичной групп шестнадцатых у труб, потому что в быстром темпе при форсировании звука пропадает четкость артикуляции.
Симфония № 5 (Чайковский)
Симфония № 5 ми минор, соч. 64 — симфония Петра Ильича Чайковского. Музыка написана в 1888 г., впервые исполнена 5 (17) ноября 1888 года в Петербурге оркестром под управлением автора.
В этой симфонии туба задействована гораздо шире, чем в предыдущих симфониях.
В ритмической фигуре восьмая с точкой выдерживается до конца, а последующие шестнадцатая и восьмая должны быть сыграны «staccato».
В сольном эпизоде 1-ой части симфонии туба представлена в выгодном для звучания диапазоне.
Этот эпизод необходимо сыграть строго ритмично, делая небольшие акценты на первую и вторую долю, не перекрывая струнные, которые проводят широкую кантитленную тему:
В нисходящем пассаже, перенимая мелодическую линию у первого и второго тромбонов, туба с бас-тромбоном должны удержать напряжение кульминационного момента:
П.И. Чайковский в кульминациях часто использует крайние нюансы «fff и ffff». Исполнитель на тубе должен пользоваться этими нюансами очень осторожно, потому что туба, обладая мощным звуком может нарушить звуковой баланс в оркестре.
В следующем эпизоде чтобы точно вступить в хоральном эпизоде с тромбонами, не нарушив при этом ритмического движения, нужно предшествующие такты до вступления просчитать восьмыми.
Эта фраза должна быть, как бы пропета:
И совсем меняется характер штриха через два такта. В этом эпизоде необходимо промаркировать каждую ноту, и довести фразу к первой доле восьмого такта:
Во 2-ой части симфонии эпизод «Un poco piu animato» исполняется с группой валторн.
Исполнитель должен постараться сыграть этот эпизод мягко, приближаясь к тембру валторн и через вступающие трубы и тромбоны подготовить очередную кульминацию:
В кульминации второй части туба с бас-тромбоном, фаготами и контрабасами удерживают напряжение в первом такте, и следующее за ним авторское «diminuendo» распространяется на три такта:
Начало финала туба играет вместе с контрабасами. Регистр тубы вполне позволяет добиться полного тембрального слияния:
В цифре «G», в пятом такте и далее, туба с тромбонами должны сыграть строго ритмично, чтобы не нарушить ровные четверти литавр и контрабасов с фаготами. Особо обратить внимание на интонацию квинты бас-тромбона и тубы, ноты 'E' и 'H', так как при «diminuendo» имеется тенденция к завышению:
В цифре «H», с тринадцатого по двадцатый такты, мелодическая линия, проходящая у тубы, играется как «solo», придерживаясь авторского нюанса:
Перекличка тубы и бас-тромбона исполняется одним штрихом - «marcato», не осаживая темпа, и не утяжеляя движения:
В сольном эпизоде тромбонов и тубы «Poco piu animato», тематический материал подводится к ноте 'D', и залигованная первая доля следующего такта, должна быть, как бы сорвана на «sfz», хотя это и не указано в авторском тексте:
Симфония № 6 (Чайковский)
Симфония № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая» — последняя симфония Петра Ильича Чайковского, которую он писал с февраля по конец августа 1893 года. Название ей предложил брат композитора — Модест. Симфония посвящена Володе (Бобу) Давыдову (его племяннику). Название «Патетическая» свидетельствует о том, что в симфонии противопоставлены всеобщие и глубокие темы жизни и смерти. Премьера состоялась 16 октября (28 октября) 1893 г. в Петербурге под управлением автора, за девять дней до смерти композитора.
Драматическая концепция Шестой симфонии подразумевает максимальное использование возможностей духовых инструментов, в том числе и тубы. Сюда относится: умение слышать свой инструмент в аккорде, точное исполнение штрихов и нюансов, владение диапазоном.
Первое вступление тубы в ансамбле с трубами и тромбонами должно звучать как можно «cantabile»:
Нисходящие секунды у тубы и последующий хоральный эпизод с тромбонами играется на общее «diminuendo» с небольшими акцентами:
Наряду с крупными эпизодами, в партии тубы встречаются небольшие эпизоды, буквально два-три такта, но они связывают в единое целое всю оркестровую ткань.
Эпизод I: Нисходящие восьмые у духовых, исполняемых на «staccato» ,требуют большого внимания и ансамблевого мастерства:
Эпизод II:
Сыграть затактную ноту «sfz» и убрать звук на «mp», уступив место солирующим трубам.
Эпизод III:
Исполняется строго «marcato» и последующее «solo» бас-тромбона и тубы должно прорезать звучание всего оркестра:
Нисходящий ход бас-тромбона и тубы подводит мелодическую линию к ноте 'H', не снимая с дыхания предыдущую ноту 'A-dis':
В кульминации, при проведении «solo» у тромбонов и тубы шестнадцатую нельзя превращать в триольную восьмую, как это часто бывает на практике при исполнении:
В конце первой части туба должна влиться в хорал тромбонов, не нарушив интонацию, и сфилировать ноту 'H' на «ррр»...
В пятидольном вальсе II части, в цифре «С», тема начатая валторнами, переходящая к тромбонам, затем проходит у бас-тромбона с тубой. Надо постараться сыграть очень аккуратно на верхней позиции выполнив общее «diminuendo»:
Во II и III части симфонии автор часто использует верхний регистр тубы. Чтобы не сорвались верхние ноты у исполнителя, весь эпизод надо играть на опоре, предварительно выучив на «legato»:
Нисходящие восьмые у тубы в конце III части рекомендуется исполнить на «mp» с последующим «crescendo» до «ff»,выводящим музыкальную фразу на коду.
Играть плотно, не рассыпая звук:
Большую сложность в финале симфонии представляет хорал тромбонов с тубой по нескольким причинам:
умение взять всей группой вместе первый аккорд;
слиться тембрально;
обращая внимание при этом на гармонические переходы у тубы;
сыграть последние аккорды на «diminuendo», подготовив финальное «pizzicato» контрабасов;
Заканчивая небольшой разбор партий тубы в симфониях П.И. Чайковского, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что великий композитор в своих произведениях показывает всю красоту тембрального звучания тубы, и дает возможность исполнителю проявить свое мастерство.