04.01.2017 Щербинин и его система упражнений
Владимир Арнольдович Щербинин (18 января 1896, Майкоп - 5 июня 1963, Москва) - российский тромбонист, педагог и дирижёр, солист оркестра Большого театра, "Персимфанса" (Первый Симфонический Ансамбль) и государственного симфонического оркестра СССР. Профессор Московской консерватории, лауреат Всесоюзного конкурса (Москва, 1935г.), Заслуженный артист РСФСР (1937г.).
Биография
1920 - 1926гг. - Владимир Щербинин работал музыкантом и капельмейстером военного духового оркестра.
1924г. - учился в Московской консерватории по классу Владислава Блажевича, однако закончил её экстерном лишь намного позже, в 1947 году.
1926 - 1932гг. - Щербинин играл в Персимфансе.
1926 - 1944гг. - он был солистом оркестра Большого театра, а с 1938 по 1941гг. - совмещал с работой в театре ещё и должность солиста Госоркестра.
1938г. - Щербинин начал преподавать в Московской консерватории.
1939г. - присвоено звание доцента, а в 1947г. — профессора.
Среди учеников Владимира Щербинина лауреаты всесоюзных и международных конкурсов Виктор Баташов, Александр Жуковский, Константин Ладилов, Клавдия Морейнис, Михаил Турусин и другие.
Щербинин — автор многочисленных обработок и переложений музыки итальянских и русских композиторов для тромбона и фортепиано, в том числе виолончельной сонаты Рахманинова.
C 1929 по 1940 год Владимир Щербинин руководил оркестром дома культуры Московского автозавода.
Во время празднования 800-летия Москвы и тридцатой годовщины Октябрьской революции он организовал сводный духовой оркестр из 1200 человек, исполнявший под его руководством музыку на московских улицах и площадях.
Методика Щербинина
Щербининская система упражнений заключается в двух системах упражнений–комплексах. Тубисту - эта система, также будет полезной.
Лёгкий комплекс
Первое упражнение - «Фа мажор», которое представляет собой длинные звуки расходящиеся по гамме фа мажор. (рис. 1,2,3)
и т.д. до ноты «До» второй октавы.
Второе упражнение – комплекс – состоящий из упражнений «Ми мажор», которое представляет собой длинные звуки расходящиеся по гамме ми мажор. Эти упражнения направлены на улучшение звука, частоту легато и строй.
Также в этот комплекс входит упражнение «Легато», которое представляет собой игру трезвучиями на 1-й позиции (впоследствии переходя на все 7 позиций) трезвучий.
Пример. Упражнение на Легато, играть на 1-й позиции: (рис. 4,5)
Играть на всех 7-ми позициях. На 1-й позиции - это будет трезвучие си бемоль мажора На 2-й позиции - это будет трезвучие ля мажора На 3-й позиции - это будет трезвучие ля бемоль мажора и т.д.
Упражнения направлены на улучшение гибкости губ и на легато.
Упражнение «Разработка»
Первый раздел упражнения «Разработка» – играется гамма ля бемоль мажор (можно играть любую гамму), которая играется на деташе и легато, форте и пиано в ритмических рисунках четверти и четверть с точкой восьмая.
Играть в ритмах – четверть с точкой, восьмая на форте и и пиано, на деташе и легато.
Второй раздел упражнения «Разработка» – представляет собой игру той же гаммы (можно и другой) ритмическими рисунками: восьмые, восьмая с точкой шестнадцатые, треольные шестнадцатые, тридцать вторые, играется форте и пиано на деташе.
Играть на стаккато, на форте и пиано.
Третий раздел упражнения «Разработка» и представляет собой игру этой же гаммы, но можно и другой.
- Сначала восьмыми (2 раза деташе, 2 раза легато), форте и пиано, легато и стаккато.
- Далее всё играть триолями 3 раза на форте и пиано, легато и стаккато.
- Шестнадцатыми 4 раза на форте и пиано, легато и стаккато.
Данное упражнение (все 3 части этого упражнения) направлены на развитие скорости языка, совпадения языка с рукой и частоты техники в быстром темпе.
Четвертый раздел упражнения «Разработка».
Играть на форте и пиано, на легато и деташе.
Упражнение «Пятерки»
Представляет собой игру на деташе, в фа мажоре и ми мажоре играется на пиано, легато. А также включает игру хроматической гаммы по пять нот.
Пример: фа, фа диез, соль, соль диез, ля и вниз – ля, соль диез, соль, фа диез, фа. Потом, такая же «Пятерка» играется от ноты фа диез.
Пример: фа диез, соль, соль диез, ля, ля диез, вниз – ля диез, ля бекар, соль диез, соль бекар, фа диез. И таким образом поднимаемся в верх до си бемоля первой октавы и таким же образом идем вниз: до большой октавы.
Повторить 4 раза, потом сыграть это же на пол тона выше.
Так играть до ноты «ля», то есть до оборота (рис.10):
Также играть и вниз до ноты фа бекар.
Этот комплекс упражнений направлен на развитие выдержки, гибкости, легато и техники и занимает 3 часа, если играть с маленькими перерывами, поначалу будет занимать больше времени, т.к. будет не хватать выдержки и нужно будет больше времени на отдых.
Легкий комплекс нужно играть ежедневно. Тяжелый комплекс расчитан на игру 2 раза в неделю.
Тяжелый комплекс
Тяжелый комплекс представляет собой систему упражнений состоящих из продолжительных (длинные ноты) звуков на пиано, крещендо, форте, диминуэндо и пиано.
- Пиано, крещендо, форте - взять дыхание - диминуэндо, пиано.
- Форте. Гамма на форте в две октавы вниз и вверх.
- Пиано. Гамма играющаяся на пиано с отрывом мундштука от губ, после каждой ноты.
Трезвучие в тональности той гаммы, которая была сыграна на форте.
Это первый вариант упражнения, играется на звуках идущих в верх по хроматизму.
пример:
- играется нота си бемоль (пиано) на одном дыхании: далее крещендо, форте, диминуэндо, пиано
- на пиано, крещендо, форте - взять дыхание - диминуэндо, пиано
- играется нота си бемоль (форте)
- гамма - вниз и вверх на форте (си бемоль мажор)
- гамма - с отрывом мундштука от губ в вниз и вверх (си бемоль мажор)
- трезвучие си бемоль мажор
После этого играются низкие ноты для расслабления губ.
Вариант №1
и т.д. На паузах отрывать мундштук от губ.
и обратно
Вариант №2
- на половинных нотах играть Вариант №1 (рис. 11, 12)
- на четвертных нотах играть Вариант №2 (рис. 13)
После небольшого отдыха играть Вариант №2 упражнения от ноты ля бекар. Продолжительные звуки на пиано, крещендо, форте, диминуэндо, пиано.
Далее пиано, крещендо, форте, диминуэндо, пиано, два раза форте.
Потом на этой же позиции легато до ноты ля первой октавы (можно и выше).
Легато идет по позиции по терциям и квинтам.
пример:
- ля, до диез, ля, до диез, ля
- До диез, ми, до диез ми, до диез, ми
- Ми, ля, ми, ля, ми, ля и т.д.
Также идем вниз, после того как добрались до верхней ноты - и играем до ля бекара большой октавы. Играется от следующих звуков, расходящихся.
пример:
- си бемоль (вариант №1), ля бекар, вариант №2
- си бекар, вариант №1
- ля бемоль, вариант №2
- до бекар, вариант №1
- соль бекар, вариант №2
- до диез, вариант №1 и фа диез, вариант №2
- ре бекар, вариант №1
- фа бекар, вариант №2
И т.д. до ноты фа в верху, т.е. которая играется первым вариантом.
Упражнение занимает примерно 2 часа с маленькими перерывами, если не хватает выдержки, можно его играть только на продолжительные звуки на форте и пиано, постепенно переходя к полному комплексу упражнений.
Данный комплекс упражнений направлен на укрепление губного аппарата, улучшение звука, гибкости и выдержки.
Эти упражнения можно чередовать, то есть в "Легком комплексе" сыграть только фа мажор, тем самым разыгравшись и переходить к пьесам, этюдам или оркестровым партиям, а потом доиграть оставшийся комплекс упражнений.
В "Тяжелом комплексе" разыгрываться на си бемоле (играть упражнения от си бемоля – вариант №1 тяжелого комплекса).
Знаменитые упражнения Колечки от Щербинина
Исполнение упражнения - «распевки по гамме» выполняется в две октавы с по октавным взятием вдоха. Смена тональностей осуществляется по хроматизму.
Прообразом данной организации вдоха явилось знаменитое упражнение «Колечки» В.А. Щербинина, из его «Комплексного метода развития амбушюра при игре на медных духовых инструментах», движение в котором осуществляется половинными длительностями и вдох берется после четвертой ноты с последующим повторением последней ноты перед извлечением последующих четырех нот.
При больших затратах времени и сил, этот комплекс упражнений формирует выдержку, волевой характер духовика, филигранную чистоту интонации и технику правой руки.
Пример упражнения «Колечки Щербинина»
Пример упражнения «Распевка по гамме»
Приведенная выше организация упражнений предполагает расширение «палитры» штрихов, применяемой не только в оркестровой и ансамблевой, но и в особенности сольной практике.
Статьи по теме
Развитие и укрепление амбушюра начинающего тромбониста (Е.П.Нестеренко)
Звукоизвлечение на медных духовых инструментах как артикуляционно-штриховой феномен (А.Харитонов)
Механика игры на медных духовых (Джон Гриффитс)
Некоторые вопросы постановки исполнительского аппарата духовика-тромбониста (Малюх В.В.)
Формирование навыков вокализации в классе тромбона на примере упражнений А.Г.Васильева, Ф.Стейнера, В.А.Щербинина (Малюх В.В.)
|