19.05.2020 Техника пальцев. Моторика.
В основе понятия "техника пальцев" лежит хорошо развитая способность пальцев музыканта-исполнителя к быстрым, точным, координированным и ритмичным движениям в процессе игры. Основой пальцевой техники являются разнообразные сложно координированные движения пальцев обеих рук, обеспечивающие открывание и закрывание в надлежащей последовательности звуковых отверстий и клапанов инструмента.
Исполнительская практика показывает, что осуществлять подобные движения далеко не просто: они требуют сложной нервномышечной деятельности всего организма играющего, и, прежде всего - активной и целенаправленной работы мышечного аппарата обеих рук. (Глава 9. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)
Пальцы должны иметь слегка закругленную форму. Подушечки пальцев мягко ложатся на клавиши. Ни в коем случае не допускается игра прямыми пальцами с опорой на клавиши первой или второй фалангами. Форма постановки пальцев в каждом отдельном случае должна обуславливаться строением руки в целом и другими особенностями конкретного исполнителя. Однако наиболее предпочтительны слегка закругленные пальцы. Такое положение обеспечит пальцам большую эластичность и подвижность в исполнении как технических, так и кантиленных эпизодов.
Пальцы исполнителя должны быстро и четко опускаться и подниматься, двигаться в последовательном или комбинационном порядке, отводиться в стороны, производить скользящие движения и т.д. Одним из важнейших условий развития пальцевой техники является ее временная точность, т.е. способность пальцев обеспечивать нужные игровые движения в нужное время. Этот двигательный навык достигается своевременной подготовкой музыкального воображения играющего, его умением предвосхищать внутренним слухом последующее звучание, т.е. быстро "мыслить звуками".
Вторым условием развития техники пальцев следует считать ее пространственную точность. Для играющего необходимо ощущение пространства, или ощущение расстояний при движении пальцев участвующих в аппликатурных комбинациях. [Tuba Fingering Chart - бесплатное приложение для смартфона и планшета, аппликатура для тубы (BBb - CC - Eb - F). Удобное и наглядное освоение аппликатуры.]
Еще одним условием пальцевой техники является ее аппликатурная точность, которая заключается в умении исполнителя находить наиболее рациональную аппликатуру и строго придерживаться ее в процессе игры. В отличие от аппликатурного "разнобоя" аппликатурная точность помогает играющему в более короткие сроки добиваться необходимой автоматизации пальцевых движений.
Важнейшим качественным показателем и условием развития пальцевой техники является ее сознательность и управляемость. Игровые движения пальцев должны полностью подчиняться регулирующим функциям сознания и исполнитель по собственному желанию может вносить коррективы в тот или иной игровой навык (замедлять или ускорять скорость движения пальцев, устранять излишнее напряжение мышечного аппарата рук, приспосабливаться к особенностям любого инструмента).
Как развить технику аппликатуры?
Развитие рациональной техники пальцевых движений требует систематических и целенаправленных упражнений. Исполнитель должен уделять серьезное внимание борьбе с различного рода сопутствующими движениями, а также с мышечным напряжением всего организма.
Лучшим средством для достижения этой цели является выполнение различных упражнений в медленном темпе с последующим его ускорением; тогда играющий сможет получить ясное ощущение каждого исполнительского движения и осуществить правильный слуховой контроль в процессе игры. Активное участие слуха в совершенствовании игровых движений должно быть непременным условием любого музыкального исполнения, т.к. очень часто недостатки движений являются прямыми недостатками слуховых ощущений и представлений музыканта.
Пальцевая техника базируется на автоматизмах, т.е. образовании условных рефлексов, цепочек рефлексов. Благодаря автоматизмам сознание освобождается от необходимости контролировать каждый звук. Укрупняется единица внимания, поэтому единичный волевой акт контролирует уже группу нот, тем большую, чем больший достигнут автоматизм. Движения пальцев и рук музыканта становятся подлинно игровыми навыками лишь в том случае, если они оказываются органически связанными с теми музыкальными представлениями и переживаниями, которые призваны воплотить.
Для успешного преодоления технических трудностей необходимо сформировать в своем сознании четкую слуховую цель. Для этого нужно сначала осмыслить содержание как всего произведения в целом, так и каждого его эпизода в отдельности, затем добиться кристаллизации в сознании звукового образа пассажа. После того как сложились четкие слуховые представления, необходимо выработать доброкачественный автоматизм. Автоматизм достигается многочисленными безошибочными повторениями.
Как исполнить сложный пассаж много раз и без ошибок?
С этой целью замедляют темп, и сложное целое дробят на части. Повторение в медленном темпе позволяет избежать ошибок и выработать хорошие навыки т.к. ошибки при повторении тоже запоминаются и засоряют двигательную память, - следовательно, принцип безошибочности повторений обязателен. Степень замедления определяется уровнем технической подготовки исполнителя и сложности исполняемого материала.
Как разбить сложное целое на отрывки?
Прежде всего, исходя из структуры исполняемого произведения, а также из степени сложности фактуры, наконец, из уровня технической подготовленности исполнителя. Целое дробится на фрагменты таким образом, чтобы они, наслаиваясь, перекрывали друг друга - это позволит избежать "мертвых зон". Во время изучения кусков не следует терять из виду перспективы целого, с тем, чтобы по мере изучения частей их последующее соединение проходило безболезненно для архитектоники изучаемого произведения.
Оптимальное количество повторений индивидуально и зависит во многом от особенностей строения и выносливости нервной системы того или иного исполнителя. Повторения полезны до тех пор, пока внимание не утомилось. Нежелательны непрерывные механические повторения, нервные клетки быстро утомляются, и двигательная память начинает засоряться. Более полезны рассредоточенные повторения: перед каждым новым повторением следует сделать небольшую паузу; за этот промежуток времени нервные клетки успевают отдохнуть, а мысль и воля - сосредоточиться для очередного повторения. Интервалы между повторениями можно использовать для восстановления четкости слуховых представлений о звуковом образе изучаемого пассажа, для осмысливания характера трудностей, заключенных в нем.
Как анализировать ошибки?
Необходимо постоянно задавать себе вопрос, почему не выходит то или иное место. Правильный ответ равняется победе. Он подсказывает, как надо работать, чтобы справиться с трудностью. Многие педагоги видели ключ к успеху в технической работе не столько в самих повторениях, сколько в аналитических паузах между ними.
Быстрый и медленный темп - путь к успеху.
Когда автоматизм выработан в медленном темпе, необходимо переходить к более быстрому темпу. В медленном темпе сознание руководит каждым звуком, в быстром - группами звуков. Поэтому в переходный период от медленного темпа к быстрому следует учить небольшие отрывки и в не слишком быстром темпе. По мере выучивания постепенно увеличиваются и темп, и размеры изучаемых отрывков. Таким образом, осуществляется соединение отрывков в целое и переход к исполнению всей пьесы в предписываемом автором темпе. Работу над техникой в быстром темпе не следует путать с преждевременной игрой пьесы в быстром темпе. Последняя часто приводит к "забалтыванию", работа же - никогда, так как над небольшими отрывками под неослабным слуховым и волевым контролем с повторением и исправлением неудавшихся мест. При быстром преждевременном проигрывании на мелкие неточности не обращают внимания и они автоматизируются.
В период перехода от медленного темпа к быстрому в исполнении появляются неизбежные ошибки. Для их успешного преодоления необходимы не многократные слепые повторения технических трудностей, а их исследование, анализ и выяснение причин неудачи. В дальнейшем, даже если пьеса хорошо выучена и получается в быстром темпе, во избежание "забалтывания" целесообразно систематически возвращаться к работе над пьесой в медленном и среднем темпах.
Если в каком-нибудь темпе возникает ощущение неудобства, и появляются неточности в технике, значит, пьеса нуждается в доработке. Дорабатывая, полезно сочетать медленную сосредоточенную игру, отрабатывающую чистоту и точность движений пальцев, с проигрыванием отрывков, всего произведения в быстром темпе и выявляя "тяжелые места".
Дополнительные методы работы над техническими трудностями:
1. Динамическое варьирование, учить трудные в техническом отношении места медленно и громко. Играя медленно и громко не только укрепляется двигательная память, не только возрастает четкость прослушивания пассажа, но решается и звуковая задача: звуковедение пассажа становится более ровным и плавным. Распространенным приемом динамического варьирования является смена нюанса, обозначенного автором, на диаметрально противоположный. Полезно пассаж, написанный в нюансе "pp", поучить в нюансе "ff", или наоборот.
2. Пение пассажа, метод выразительного выпевания трудного пассажа. В результате пассаж звучит певуче, пластично и очень выразительно.
3. Эмоциональное варьирование, метод основан на чередовании экспрессивного исполнения пассажа с бесстрастным и ровным его проигрыванием.
4. Варьирование с помощью динамических и агогических акцентов. Применение акцентов помогает достичь большой ритмической отчетливости в исполнении технических эпизодов изучаемого произведения. Акценты позволяют подчеркнуть те опорные звуки пассажа, которые создают костяк всего его построения. Часто большую пользу могут принести не динамические, а агогические акценты. Небольшие, едва заметные задержания опорных звуков пассажа не только позволяют достичь в исполнении четкости и ритмической устойчивости, но и придают его звучанию ту эластичность, певучесть и гибкость, какие во многих случаях являются обязательным условием стилистически правильного исполнения.
5. Сдвиг тактовой черты, метод варьированных повторений заключается в сдвиге тактовой черты на одну, две или несколько нот. При этом происходит смещение сильного времени. Оно начинает падать на другие ноты, а, следовательно, и на другие пальцы. В фокус внимания попадает то, что прежде не находилось в поле зрения.
6. Ритмическое варьирование, метод основан на чередовании четырехдольных и трехдольных ритмических групп. Особенно хорошо активизируют пальцы и выравнивают технику различного рода пунктирные ритмы:
и т.д. Используя пунктирные ритмы, нужно стремиться к тому, чтобы каждая нота пассажа падала как на более длительную, так и на более короткую долю пунктирного ритма. Для этого следует учить пассаж, начиная его как с длинной, так и с короткой ноты.
7. Артикуляционно-штриховое варьирование, метод позволяет хорошо освоить пассаж, достичь большей ровности в его исполнении и избежать монотонности, свойственной простым повторениям.
8. Смещение внимания исполнителя. Хороших технических результатов можно достичь, поочередно акцентируя свое внимание на различных участках изучаемого пассажа. Вначале внимание концентрируется на первых звуках пассажа, затем на середине и, наконец, внимание сосредотачивается на его завершении. Особое значение следует придавать последней стадии т.к. концы пассажей нередко комкаются и благополучный выход из сложного пассажа без суеты и паники составляет наиболее сложную техническую задачу.
9. Агогическое варьирование, метод заключается во временном замедлении той или иной части пассажа. Наибольший эффект дает небольшое замедление и тщательное произнесение нот, завершающих пассаж.
10. Цепной метод работы над пассажем, заключается в заучивании первых четырех нот, затем пяти, шести и т.д. пока не выучивается весь пассаж.
11. Измельчение ритмической единицы. Для того чтобы в быстром движении мелкими нотами сохранить отчетливость исполнения, целесообразно временно за единицу метра принять более дробную долю.
Глава 08. Транспонирование Глава 09. Техника пальцев. Моторика Глава 10. Организация приемных испытаний
|