Facebook Tubastas  vk Tubastas  youtube Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

05.08.2020 Дыхание. Исполнительский вдох и выдох.

Сила, тембр, высота, длительность звука зависят не только от характера атаки и степени напряжения губных мышц, но и от интенсивности, концентрации и направления воздушной струи, вступающей во взаимодействие со звукообразователем и со столбом воздуха, заключенным в канале инструмента. В зарождении звука определяющая роль принадлежит языку, но в ведении звука она принадлежит воздушной струе, выдыхаемой исполнителем в инструмент.

туба сайт

(Глава 6. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

Характер воздушной струи должен корректироваться мышцами дыхания, губными мышцами, мышцами языка и все они контролируются слухом. Исполнительское дыхание является активным выразительным средством музыканта - духовика. Для извлечения звуков определенной высоты, динамики, характера, тембра, длительности исполнителю на духовом инструменте необходим интенсивный выдох. Степень интенсивности выдоха определяется характером музыки и спецификой звукообразования на том или ином духовом инструменте.

Искусство исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять силу и направление выдыхаемой струи воздуха, но и в умении производить быстрый полноценный вдох, значительно превышающий по объему вдох при нормальном дыхательном процессе. При игре на духовом инструменте объем воздуха в легких у исполнителя превышает почти в десять раз, чем при нормальном дыхании. Только при определенном резерве воздуха в легких исполнитель может обеспечить гибкость и непрерывность воздушной струи.

В исполнительской практике существует три типа дыхания:

1.  Грудной - акцент вдоха падает на средний участок грудной клетки. Нижние отделы грудной клетки и диафрагма в процессе вдоха участвуют слабо.

2. Диафрагмальный или брюшной - здесь акцент вдоха падает на работу сильной и активной мышцы - диафрагму. Но при этом типе дыхания средний и верхний участки грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо.

3. Грудобрюшной или смешанный, при комбинированном действии диафрагмы и всех мышц грудной клетки достигается наибольший объем вдоха, нагрузка на дыхательную мускулатуру распределяется более равномерно и поэтому, мышцы менее утомляются. Координированная работа различных участков дыхательной мускулатуры позволяет более свободно управлять обеими фазами дыхания, т.е. свободно изменять ритм и глубину вдоха и выдоха.

 

Исполнительский вдох

В отличие от обычного, нормального вдоха, скорость исполнительского вдоха определяется характером музыки; при этом правильно осуществленный вдох является как бы ауфтактом.

От правильного вдоха во многом будут зависеть правильный выдох и качество звукоизвлечения. Необходимо помнить, что если вы начинаете играть музыку в медленном темпе, то первый вдох должен быть сделан исходя из этого темпа, хотя в середине фразы он может быть более быстр. И наоборот, быстрая музыка предполагает быстрый вдох, как в начале движения, так и на протяжении всего исполнения. Таким образом, исполнительский вдох не должен нарушать общего движения музыки. Вдох при игре производится уголками рта, и во время его выполнения мундштук не должен смещаться в сторону.

Процесс насыщения легких воздухом сравним с заполнением сосуда жидкостью - сначала заполняется дно, затем весь объем. В момент исполнительского вдоха практически происходит то же самое: одним непрерывным движением воздушного потока последовательно насыщается воздухом нижняя, а затем средняя и верхняя часть легких. При вдохе следует контролировать действия органов дыхания. Не следует поднимать плечи и лопатки. Необходимо следить за тем, чтобы грудная клетка расширялась немного вперед и в боковом направлениях, диафрагма действовала свободно.

При исполнительском вдохе необходимо набирать такое количество воздуха, которое требуется для исполнения той или иной фразы или звука. Не следует сначала делать вдох, а затем, задерживая дыхание, формировать нужное положение амбушюра. Окончание вдоха должно быть и началом выдоха - без всякой паузы. Задержка с выдохом приводит к перенапряжению дыхательной мускулатуры, что может привести к зажатию мышц гортани.

 

Исполнительский выдох

В исполнительском дыхании при игре на духовых инструментах решающее значение принадлежит выдоху. Искусство владения исполнительским выдохом связано с умением "играть на опоре", или на "опертом" дыхании. Впервые сформулировал данный прием С.В.Розанов: "Очень важно, чтобы играющий уяснил, что чем тверже удерживается грудь и верхние ребра во время выдоха, чем медленнее диафрагма и вышеперечисленные мышцы приходят в свое первоначальное положение, тем равномернее выходит воздух из легких, что очень важно при игре на духовых инструментах". ("Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах" Москва, 1935 год)

Более точное обоснование игре на опоре дал М. Табаков: "При полном выдохе, происходящем во время игры всегда замедленно, грудная клетка постепенно опускается, и корпус принимает свое исходное положение. В этом случае, чем медленнее диафрагма и прочие мышцы, участвующие при вдохе, приходят в свое первоначальное состояние, чем равномернее и продолжительнее процесс освобождения воздуха из легких, тем правильнее и приспособленнее дыхание для игры на духовом инструменте". (Табаков М. "Первоначальная прогрессивная школа для трубы" часть I.)

Таким образом становится ясно, что при правильном выдохе наряду с активными действиями
внутренних межреберных мышц грудной клетки важную роль играет брюшной пресс, действия которого позволяют сознательно управлять регулированием объема воздуха в легких и интенсивностью выдыхаемой струи. Следовательно, опора звука заключается в следующем: умение исполнителя, в процессе игры, максимальное время удерживать мышцы брюшного пресса в фазе вдоха, чтобы диафрагма приходила в свое естественное, нормальное состояние как можно медленнее, но давление должно быть точно таким, какое нужно для воспроизведения определенного звука, с учетом характера музыки.

При исполнительском выдохе опертая, интенсивная струя воздуха, прежде чем коснуться возбудителя звука, проходит через гортань, голосовые связки, полость рта, касается языка и щек. При этом очень важно, чтобы воздушная струя встретила только одно препятствие - это сопротивление возбудителя звука того или иного духового инструмента. Все факторы создающие дополнительное сопротивление, раздувание щек, шеи, гортанные призвуки, необходимо полностью устранить, но в тоже время гортань, язык, полость рта, мышцы щек влияют на уплотнение,
округлость и целенаправленность воздушной струи. Не следует при игре на духовом инструменте выдыхать воздух до конца. Незначительная часть воздуха должна остаться в легких, т.к. отсутствие воздуха приводит к зажатию легких, что затрудняет быструю последующую смену дыхания.

 

Цезура

В практике исполнительства на духовых инструментах бывают случаи, когда музыкант, не имея возможности сыграть на одном дыхании продолжительную музыкальную фразу, вынужден где-то сменить дыхание. Обычно это место определяется внутренним чутьем исполнителя, его природной чуткостью к музыкальной фразировке, но этого бывает недостаточно. Для того чтобы дыхание исполнителя явилось не только источником звука, но и одним из важнейших средств музыкальной выразительности, он обязан научиться анализировать строение музыкального произведения, правильно определять смысловые границы построений и разделяющие их цезуры.

Цезура - латинское слово, означающее - рубить, сечь. Установление цезуры обычно сравнивают с расстановкой знаков препинания в словесной речи. Поэтому произвольно разрывать единое музыкальное целое так же недопустимо, как недопустимо прерывать начатую речь на полуслове. Цезуру надо понимать как грань между частями музыкального произведения или отдельными его построениями, а также как наиболее удобный момент для смены дыхания без нарушения музыкального построения.

 

Ярко выраженные признаци цезуры

  1. Для сохранения единства музыкального построения дыхание следует менять во время пауз, поскольку в момент паузы удобнее всего сменить дыхание. Однако при исполнении музыки, насыщенной большим количеством пауз, дыхание на каждой из них брать не следует, т.к. это приводит к быстрому утомлению играющего.
  2. Удобным местом для смены дыхания являются остановки движения на относительно продолжительных звуках. Если в музыкальной фразе есть и короткие, и более продолжительные звуки, то смену дыхания удобнее производить после продолжительного звука.
  3. При непрерывно - равномерном мелодическом движении основанием для определения цезуры и смены дыхания является мелодико-ритмическая повторность музыкального материала.

 

Слабо выраженные признаци цезуры

  1. При смене гармонических функций.
  2. При смене динамики.
  3. При смене регистров (при скачках).

 

Не рекомендуется производить смену дыхания

  1. В момент задержания звука.
  2. Перед проходящим звуком и после него.
  3. Перед вспомогательным звуком.
  4. В момент предъема.
  5. После вводного тона.

 

Исключения из правил

Бывают трудные места, когда дыхание взять просто негде; тогда можно позволить, по возможности незаметно, пропустить один звук, если он не имеет определяющего значения, и вместо него взять дыхание.

Лига говорит о связанности звуков фразы, но она ни в коем случае не может являться препятствием для смены дыхания. Поэтому музыкант должен найти момент, когда можно прервать лигу, не нарушая логики музыкального построения. Но после того как дыхание взято, ни в коем случае нельзя выделять следующий за вдохом звук, его нужно взять как можно мягче, выполняя основное требование связанности исполнения.

Умение брать игровое дыхание без нарушения структурного единства музыки является показателем высокой исполнительской культуры исполнителя на духовых инструментах, и этот навык необходимо прививать с первых шагов обучения на инструменте.

 

Музыкальная фразировка

Искусство музыкальной фразировки составляет одну из сложных и привлекательных сторон исполнительского творчества. В ней наиболее полно и ярко проявляются индивидуальные черты самого исполнителя: стиль и манера его игры, музыкальная культура, эмоциональность.

Музыкальная фразировка - это художественно-смысловое разграничение музыки на ее составные части, т.е. мотивы, фразы, предложения и т.д., с целью наиболее верного и четкого воплощения художественного содержания. Фразировка осуществляется с помощью интонации, метроритма, динамики, агогики, штрихов; немалое влияние на фразировку оказывает также исполнительские традиции.

Музыкальная фразировка, будучи одним из наиболее ярких средств художественной выразительности, требует соблюдения целого ряда правил, лежащих в основе всякого грамотного музыкального исполнения.

num-1 Правильное определение цезур, или границ между музыкальными построениями. Каждый исполнитель должен обладать, по меньшей мере, двумя ценными качествами:
а) внутренним чувством фразировки, помогающим правильно определять начало, особенности развития и окончание каждой музыкальной фразы,
б) умение свободно определять внешние признаки цезур, т.е. правильно понимать их глубину и выразительное значение.

num-2 Важнейшее значение в искусстве фразировки имеет правильное выделение кульминаций, т.е. моментов наивысшего напряжения, обычно совпадающих с вершинными точками мелодии. В музыкальном произведении кульминационных моментов может быть несколько, но главной может быть только одна, а все другие выполняют роль местных кульминаций. Все виды кульминаций подготавливаются предшествующим развитием музыкальной мысли, взаимосвязанным с динамикой и различными видами мелодического движения. Характерными особенностями подготовки кульминаций являются:
а) восходящее движение, сопровождаемое ростом динамики,
б) нисходящее движение, часто связанное со спадом динамики,
в) волнообразное движение, строящееся на чередовании скачков с восходящими и
нисходящими переходами,
г) секвенции, в основе которых лежит повторение мотива на разных ступенях одной тональности или в разных тональностях.

Каждый исполнитель должен ясно осознавать логику развития мелодической линии, т.е. четко определять начало и окончание каждого музыкального построения, основные мелодические волны, местоположение высшей кульминации и ее соотношение с другими кульминациями, характер динамических нарастаний и спадов, ладогармоническую функцию каждого звука мелодии.

num-3 Важное значение для правильной музыкальной фразировки имеет также наиболее логическое и выразительное выполнение всех динамических и агогических изменений. Правила фразировки требуют, чтобы исполнитель не сразу увеличивал или ослаблял силу звука, а сделал это лишь в самом конце исполняемого нюанса. Аналогично должны подходить исполнители и к выполнению ускорений и замедлений движения. Выполнение accelerando или ritenuto должно приходиться не на самое начало фразы, а на ее последующую часть, иначе необходимая в этих случаях постепенность будет заменена внезапностью, что не одно и то же. Существенное значение для фразировки имеет правильное использование rubato.

Естественное выполнение rubato основывается на "чувстве меры" и "чувстве равновесия". Первое помогает играющему избежать чрезмерного увлечения "свободным ритмом", второе - гармонично увязывать сознательные сдвиги темпа с последующей компенсацией "потерянного" времени, т.е. ускорение темпа в начале фразы должно быть прямо пропорционально замедлению в конце этой фразы.

num-4 Немалую роль в музыкальной фразировке играют штрихи. Штрихи, как и другие выразительные средства, определяются конкретным содержанием исполняемой музыки. Однако штриховые обозначения, выставляемые в нотном тексте, во многом условны и отнюдь не обязательны, вследствие чего они требуют известных уточнений и дополнений. Эти изменения производятся играющим в соответствии с его исполнительским замыслом, с учетом стилевых особенностей интерпретируемого произведения.

Исполнитель должен уверенно владеть различными штриховыми приемами. При повторении, в произведениях, одних и тех же музыкальных фраз для придания им большей выразительности штрихи следует подбирать по принципу контраста. Необходимо правильно различать и воспроизводить штрихи в тех случаях, когда в нотном тексте выставляются две лиги: фразировочная и штриховая.

Следует помнить, что фразировочные лиги имеют большую протяженность, выставляются над или под штриховыми и имеют целью отделить друг от друга смежные музыкальные построения, исполняемые обычно на одном дыхании.

Штриховые лиги располагаются прямо у нотных знаков и указывают на связное исполнение нотного текста. Для тонкой музыкальной фразировки имеет огромное значение правильное использование выразительной гибкости штрихов, т.е. придавать одному и тому же штриху различные оттенки в зависимости от стилевых особенностей музыкальных произведений.