Facebook Tubastas  vk Tubastas  youtube Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

07.08.2020 Развитие музыкальных способностей.

Не бывает каких-либо способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Говоря о музыкальных способностях, подразумевается, прежде всего, музыкальность. Музыкальным называют человека, чувствующего красоту и выразительность музыки, способного воспринимать в звуках произведения определенное художественное содержание, а если он исполнитель, то воспроизводить это содержание.

туба сайт

(Глава 4. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

Музыкальность развивается в процессе работы, в течение которой педагог ярко и всесторонне раскрывает содержание изучаемых произведений, иллюстрирует свои объяснения показом на инструменте или прослушивая аудиозаписи мастеров.

В понятие музыкальности входит ряд компонентов: музыкальный слух, музыкальная память, музыкальноритмическое чувство.

 

Музыкальный слух включает в себя такие понятия как: звуковысотный (интонационный), мелодический (ладовый), гармонический и внутренний слух. Существует также абсолютный и относительный слух.

Наличие абсолютного слуха нередко, но вовсе не обязательно указывает на общую музыкальную одаренность. Некоторые, обладая способностью распознать высоту звука, не в состоянии сами извлечь звук требуемой высоты. Такое явление называется пассивным абсолютным слухом. Другие же могут не только различать, но по желанию и воспроизводить звуки заданной высоты. Такое свойство называется активным абсолютным слухом. Иметь абсолютный слух музыканту желательно, но не обязательно.

Исполнителю необходимо наличие хорошо развитого относительного слуха, дающего возможность различать соотношение звуков по высоте, взятых одновременно или последовательно. Способность слышать воображаемые звуки, записывать их на бумаге и оперировать ими внутренним слухом. Музыкальный слух развивается в процессе деятельности, которая требует его участия.

Необходимо, прежде всего, добиваться, чтобы вся работа с инструментом протекала при неустанном контроле слуха. Педагогу по специальности необходимо постоянно проявлять заботу о развитии всех компонентов музыкального слуха и, прежде всего внутреннего и мелодического слуха. Внутренний слух успешно развивается в процессе работы над музыкальным материалом на инструменте, полезно исполнение по памяти знакомых ранее или вновь услышанных музыкальных отрывков, т.е. подбор по слуху, транспонирование знакомых мелодий в другие тональности, импровизация, сочинение музыки. Полезно приучать учащихся анализировать свое или чужое исполнение, критически их оценивая. Для развития мелодического слуха необходимо систематически работать над кантиленой, начиная с коротких мелодических попевок до исполнения отрывков, частей и целых сочинений. Развивая гармонический слух, полезно анализировать фактуру изучаемого музыкального произведения, играть в ансамбле, в оркестре.

 

Помогут быстро выучить произведение:

Хорошо развитый музыкальный слух - это важнейшее условие для развития музыкальной памяти. Обладая музыкальной памятью, музыкант скорее разучивает произведения и накапливает музыкальные впечатления, благодаря этому он увереннее чувствует себя на эстраде, может больше отдаваться музыке во время исполнения и лучше раскрывать содержание исполняемой музыки.

Музыкальная память включает в себя такие виды памяти: слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие. Важно чтобы у музыканта были развиты, по крайней мере, три вида памяти: слуховаялогическая, связанная с пониманием содержания произведения, закономерностями развития музыкальной мысли; двигательная; у многих исполнителей важную роль в процессе запоминания играет также зрительная память.

В результате частого исполнения запоминание может быть непреднамеренным. Запоминание может быть и преднамеренным, если оно заключается в специальном заучивании отдельных отрывков, а затем и всего произведения в целом. Здесь необходимо знание формы произведения, его гармонической структуры. При разучивании важно осознавать сходность, повторность отдельных частей музыкальной формы, причем внимание следует фиксировать не только на том, что объединяет, но и различает сходные части. В преднамеренном запоминании участвует зрительная, двигательная и внутренняя слуховая память.

Для проверки правильности выученного музыкального произведения следует: записывать выученную музыку без использования инструмента, транспонирование мелодий в другие тональности, умение начать исполнение текста с любого места. Наравне со слухом и музыкальной памятью важно развитие чувства ритма.

Ритм - это один из важнейших выразительных элементов музыки. Ритм в музыке тесно связан с метром, и в произведениях, требующих особой метрической определенности (танец, марш), роль ритма становится особенно значительной. Важное значение приобретает точное установление темпа, соответствующего характеру исполняемой музыки.

 

Характерные метроритмические ошибки:

1. Отсутствие соответствующей опоры на сильную и относительно сильную доли такта; при этом происходит выделение слабой доли такта.

2. Невыдерживание длительностей звуков и пауз.

3. Ускорение мелких длительностей при чередовании их с более крупными.

4. Ускорение или затягивание музыкального движения в связи с изменением динамики. Обычно при diminuendo ощущается замедление, а при crescendo - ускорение.
5. Искажение ритма сложных размеров, например, пишется туба ноты , а исполняется туба ноты

6. Искажение пунктирного ритма, например, пишется  туба ноты , а исполняется  туба ноты

7. Нивелирование ритма триолей и синкоп, например, пишется  туба пальцовка, а исполняется  пальцовка туба и наоборот.

Исполнение музыкального произведения может изобиловать частыми отклонениями от заданного темпа и ритма, но, тем не менее, оно остается гармоничным, музыкальным и художественно убедительным т.к. при этом соблюдается внутренняя закономерность, которая присуща самой музыке и не нарушает законы агогики, т.е. ускорение в одном месте вызывает замедление в другом. Научить этому трудно, так как в большей мере это происходит интуитивно, но учить все же необходимо. Воспитание внутреннего чувства ритма должно быть постоянным и осознанным.

Если учащийся работает осознанно и с постоянной сосредоточенностью, то и результаты его работы намного ощутимее. Одной из характерных особенностей сознательности является внимание, т.е. определенная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте, предмете или явлении жизни.

 

Типы внимания:

Направленность внимания - это предмет внимания, т.е. внимание на одном из занятий к атаке звука.

Сосредоточенность внимания - это углубленность внимания, т.е. как производится атака звука, и каков при этом получается результат.

 

Различается два вида внимания: произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное).

а) Непроизвольное внимание не обусловлено волевым актом человека, оно наступает вне зависимости от его намерений, т.е. прочитав объявление о конкурсе на замещение вакантной должности в симфонический оркестр, вы заинтересовались им независимо от ваших устремлений на данном этапе.

б) Произвольным внимание может стать, если вы захотите участвовать в конкурсе, и первоначально пассивное внимание перерастает во внимание активное, вызывающее определенные действия, направленные на достижение возникшей цели. Это зависит от заинтересованности, увлеченности тем или иным предметом.

Важную роль в педагогическом процессе имеет заинтересованность учащегося. Умение преподавателя на каждом уроке давать что-то новое на базе уже известного и закрепленного, вызывает активную заинтересованность ученика в работе. Внимание имеет ряд особенностей и качеств: устойчивость, объем и распределение.

а) Устойчивость внимания связана с заинтересованностью, со стремлением к достижению желаемой цели.

б) Объем внимания зависит от уровня подготовки учащегося и связан с конкретным объектом внимания, т.е. внимание к правильности постановки или дыхания и т.д.

в) Распределение внимания - это способность одновременно уделять внимание двум или нескольким действиям.

По мере развития учащегося комплекс заданий учащегося должен расширяться, нарушение этого принципа приводит к натаскиванию, к механизации процесса обучения.