Facebook Tubastas  vk Tubastas  youtube Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

08.10.2020 Психологические основы исполнительства.

Художественное воспроизведение музыки, составляющее содержание деятельности любого музыканта - исполнителя, не ограничивается передачей замысла композитора и выполнения тех указаний, которые отображены в нотной записи, оно должно отразить и личность самого исполнителя с ее индивидуальными свойствами - музыкальными способностями, эмоциональностью и темпераментом, волевыми качествами и складом мышления, особенностями характера и другими признаками.

туба сайт

(Глава 3. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

При игре на духовых инструментах связанной с активной деятельностью центральной нервной системы, возникают различного вида психические процессы и состояния, с помощью которых и осуществляется творческий акт индивидуального, неповторимого воспроизведения исполнителем содержания музыки.

 

Ощущения

Наши ощущения представляют собой простейший психический процесс, состоящий в отражении сознанием отдельных свойств предметов материального мира или состояний нашего организма. С помощью органов чувств мы постоянно получаем необходимую информацию о различных звуках, красках, запахах, температуре, величине и других свойствах окружающего мира.

В практике игры на духовых инструментах ощущения играют роль проводника от раздражений извне и внутри организма исполнителя к сложнейшим формам его психической деятельности. При помощи своих ощущений играющий на инструменте получает необходимую информацию о различных сторонах исполнительского процесса, а с помощью осознания этих ощущений контролирует его практическое осуществление.

Из многих ощущений, свойственных человеку, наиболее важными для исполнителя - духовика являются: слуховые, зрительные, тактильные (ощущения прикосновения), мышечно-двигательные, болевые.

а) Слуховые ощущения дают возможность исполнителю ориентироваться в сложном потоке музыкальной информации, т.е. определять высоту, громкость, тембр, продолжительность, интонацию и другие свойства музыкальных звуков.

б) С помощью зрительных ощущений музыкант воспринимает нотный текст со всеми имеющимися в нем обозначениями, контролирует игровое положение инструмента, воспринимает дирижерские жесты, определяет форму и цвет окружающих предметов, ориентируется в пространстве и т.д.

в) Тактильные ощущения позволяют устанавливать необходимый осязательный контакт с инструментом, в частности чувствовать особенности взаимоположения губного аппарата на мундштуке, расположения пальцев на клапанах инструмента.

г) Мышечно-двигательные ощущения помогают исполнителю контролировать своевременность и точность разнообразных исполнительских движений в процессе игры, т.е. игровых движений пальцев, работы губного аппарата, сокращения дыхательной мускулатуры, эти ощущения позволяют играющему определять степень мышечных напряжений в организме и тем самым предохранять его от переутомления.

д) Болевые ощущения - это специфический вид мышечной чувствительности, которые очень важны для духовика т.к. они выполняют в организме особую защитную функцию, сигнализируя своим появлением о перенапряжении отдельных групп мышц.

 

Восприятие

Восприятие - это отражение органами чувств человека предмета или явления в целом, в совокупности его свойств. Восприятие осуществляется не изолированным органом чувств, а человеком со всеми его особенностями, желаниями, интересами, знаниями, жизненным опытом.

При восприятии человек производит множество соответствующих двигательных действий, которые помогают сформировать адекватный образ предмета, воздействующего на органы чувств. В процессе этих действий человек осмысливает предмет или явление, мысленно называет его, пытается уловить в нем сходство с уже знакомыми подобными предметами, для чего использует свои знания и предшествующий опыт. Поэтому чем богаче знания и опыт человека, тем больше особенностей предмета он увидит, тем разнообразней будет его восприятие.

Характерной особенностью восприятия, влияющей на его содержание, является установочный характер действий воспринимающего. Сущность установки заключается в том, что возникающая перед человеком цель и необходимость определенных действий настраивает его органы чувств, анализаторы, мускулатуру и т.д., на успешное решение задачи, т.е. на внутреннее построение образа предмета или явления. Существенным условием этой настройки является использование предшествующего опыта для создания опережающей, предугадывающей деятельности.

Музыкальное восприятие строится таким образом: слушая свое исполнение, музыкант, имеющий достаточный музыкальный опыт, многократно совершает ряд действий - расчленяет звуковой поток на отдельные музыкальные построения, соотносит части с целым и целое с частями, выделяет мелодические и аккомпанирующие голоса, определяет характерные особенности мелодии, гармонии, ритма, оценивает эмоционально-образное содержание произведения в целом и его частей и т.д.

В процессе музыкального восприятия своеобразным фундаментом для художественного осмысления и понимания музыки исполнителем и слушателем является их жизненный опыт, который включает в себя эмоциональную, чувственную, моторно-двигательную, временную, пространственную, социальную и другие сферы человеческой деятельности.

 

Мышление

Процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях называется мышлением. Мышлению свойственны целенаправленность и проблемность. Мышление, как и всякая другая деятельность человека, носит индивидуальный, личностный характер, т.к. побудительными причинами мышления являются мотивы и потребности определенной личности. Индивидуальные особенности мышления проявляются в его самостоятельности, гибкости и быстроте.

Работа исполнителя над музыкальным произведением протекает в три стадии, причем каждая из стадий требует от него специфической мыслительной деятельности. На первой стадии работы исполнитель при помощи зрительных, слуховых и эмоционально-волевых ощущений и восприятий создает для себя предварительный, целостный образ произведения, отражающий его главные черты, т.е. стиль и характер музыки, основной тематический материал, тональный план, особенности ритма, характерные технические трудности и т.д.

На этом этапе работы у исполнителя возникает собственный общий замысел произведения без уточнения частностей и деталей. На второй стадии исполнитель начинает активно вживаться в свой замысел, осуществляется конкретизация исполнительского замысла в отношении звучания, метроритма, темпа, агогики, динамики, фразировки и других компонентов. Третья стадия начинается с того момента, когда вживание в детали, черновая работа уступают место проигрыванию от начала до конца и целостному восприятию произведения.

Огромную помощь исполнителю в работе над музыкальным произведением оказывает его музыкальное воображение. Оно предполагает создание новых музыкальных образов без опоры на какой-либо конкретный внешний объект. Построение музыкальных образов при воссоздающем воображении происходит на основе конкретной нотной записи. Воображение - это активный художественный поиск новых сторон содержания произведения, неизвестных черт музыкального образа.

 

Память

Основу этого процесса составляют запоминание, сохранение и последующее воспроизведение воспринятых явлений, процессов, сведений и т.д.

Память подразделяется на несколько видов: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая.

1. Двигательная (моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
2. Образная память проявляется в сохранении человеком образов ранее воспринятых им предметов или представлений о них. Образная память может быть зрительной, слуховой, осязательной. Наличие того или иного вида образной памяти обусловлено большей частью профессиональной деятельностью человека.
3. Эмоциональная память выражается в запоминании чувств и эмоций. Она свидетельствует о степени удовлетворения потребностей и интересов человека.
4. Словесно-логическая память - это запоминание мыслей, изложенных в различной языковой форме.

Исполнителю, в виду его профессиональной деятельности, необходимо наличие хорошо развитой музыкальной памяти.

Музыкальная память синтезирует в себе все виды памяти. Слуховая память музыканта позволяет ему запомнить высоту, громкость, тембр, мелодический рисунок, ритм, лад, гармонию и т.д. Двигательная память обеспечивает запоминание разнообразных технических навыков, исполнительских движений, прикосновений. Зрительная память позволяет исполнителю мысленно со всеми мельчайшими подробностями представить себе нотный текст музыкального произведения.

 

Запоминание для музыканта - исполнителя должно отвечать определенным требованиям:

а) Необходимо, чтобы запоминание строилось на правильном восприятии, т.е. музыкант должен уметь воспринимать и усваивать движущийся звуковой материал. Запоминая музыку, исполнитель обязан особое внимание обращать на все схожие, равнозначные или наоборот, несхожие, отличные друг от друга моменты звучания т.к. обычно память "подводит" играющего чаще всего в подобных случаях.

б) Запоминание должно быть неразрывно связано с анализом и синтезом воспринимаемого звучания, музыкального языка, представляющего собой целый комплекс элементов, т.е. мелодия, ритм, гармония, полифония, форма и т.д. Важную роль в осуществлении такой мыслительной деятельности играет внутренний слух музыканта, способность хранить в памяти то, что реально уже отзвучало.

Прочность запоминания во многом зависит от индивидуальных свойств личности самого исполнителя, т.е. от степени подвижности нервных процессов, от особенностей его эмоциональной жизни. Долговременность памяти так же зависит от содержания музыкального материала, его осознанности и от заинтерисованности исполнителя.

 

Чувства и эмоции

Еще одной сферой человеческой психики являются чувства и эмоции, постоянно переживаемые человеком в процессе его жизненной деятельности.

Находясь в различных отношениях с окружающим миром, т.е. людьми, вещами, природой - человек может испытывать радость, горе, волнение, удивление, восхищение, гордость, страх, гнев, обиду и множество других чувств и эмоциональных состояний, которые делятся на два основных качества эмоционально - чувственного отношения человека к действительности: положительное и отрицательное.

Богатая и разнообразная душевная жизнь человека проявляет себя в различных формах: эмоциях, чувствах, стрессах, настроениях, которые не существуют обособленно, а возникают и переживаются в составе сложных психических состояний, которые называются высшими чувствами:

1. Праксические чувства связаны с отношением человека к своей трудовой деятельности и ее результатам, в ходе которой он ставит перед собой конкретные цели, определяет пути их достижения и переживает чувства успеха или неудачи.
2. Интеллектуальные чувства выражают определенное отношение человека к различным мыслям - истинным, ложным и т.д.
3. Моральные чувства - это переживание человеком его отношения к другим людям и к выполнению
своих обязанностей в обществе, т.е. происходит нравственная оценка поступков других людей и своих собственных.
4. Эстетические чувства проявляются в способности человека воспринимать, оценивать и создавать
прекрасное в жизни и в искусстве.

Деятельность музыканта исполнителя тесно связана с эмоционально-чувственной сферой психики человека, исполнительское искусство требует от играющего глубокого постижения композиторского замысла произведения и передачи его эмоционально - образного содержания. Музыкальное исполнение передает и самые тонкие эмоции, чувства и настроения играющего, который привносит тем самым собственную эмоциональную окраску в исполняемую музыку. Если же исполнение лишено эмоций и чувств, бесстрастно и безкрасочно, то оно оставляет слушателей равнодушными или вызывает у них чувство неудовлетворенности.

Активность и развитость высших чувств позволяют исполнителю одухотворить музыкальное исполнение и тем самым усилить его эмоционально - эстетическое воздействие на публику.

 

Воля

Разнообразная практическая деятельность человека, в том числе и музыкально-исполнительская, немыслима без свершения каких-либо действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей и с преодолением внешних и внутренних препятствий на пути к этим целям. Эти действия называются волевыми.

Проявление воли человеком предполагает осуществления целого ряда волевых актов, связанных с активной работой сознания. Воля регулирует поведение человека в тех или иных ситуациях, причем в одних случаях она стимулирует действия в достижении разумных целей, в других она сдерживает нежелательные побуждения и действия. Каждая личность обладает волевыми качествами, в различной степени развитыми и устойчивыми. Важнейшими из них являются: решительность, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам, выдержка, самообладание.

Процесс игры на духовых инструментах, являясь сложным видом трудовой деятельности, требует от исполнителя активных волевых усилий, без которых не возможно решение разнообразных профессиональных задач, начиная с простейшей из них - элементарного звукоизвлечения.

Для превращения своего исполнительского замысла в реальное звучание духовику необходимо привести в действие исполнительский аппарат - особым образом скоординировать работу дыхания, губ, языка, пальцев и слуха, что требует активного участия не только сознания, но и воли. Большого проявления воли требуют от исполнителя ежедневные занятия на инструменте, продолжающиеся обычно по нескольку часов. Во время таких занятий исполнителю на духовых инструментах приходится постоянно преодолевать разного рода трудности, проявляя настойчивость и терпение для достижения конкретных исполнительских целей.

Необычайно активной и целенаправленной волевой деятельности требуют от исполнителя сольные концертные выступления. Иногда даже самые опытные и квалифицированные музыканты-исполнители, выступая на эстраде в качестве солистов, испытывают чрезмерно сильное волнение, теряются и вследствие этого не могут продемонстрировать всех своих исполнительских возможностей. У исполнителя появляется чувство неуверенности, его волнует буквально все и состояние инструмента, и память, чтобы преодолеть внутреннее волнение, граничащее с чувством страха, он должен активно использовать свои волевые качества и, прежде всего, решительность.

Исполнитель, обладающий настойчивостью, способен к длительному напряжению энергии в течение всех систематических занятий на инструменте и к неуклонному продвижению к намеченной цели, невзирая на возникающие трудности.

Ценным волевым качеством исполнителя на духовых инструментах является самообладание, или выдержка, т.е. умение полностью владеть собой в различных ситуациях, возникающих при игре на инструменте.

 

Способности

Способности - это психические особенности человека, являющиеся условиями для успешного выполнения какой-либо деятельности. Способности людей влияют на приобретение ими знаний, умений и навыков, но проявляются не в самих этих компонентах, а в динамике их приобретения. В зависимости от того, насколько быстро, глубоко и прочно осуществляется овладение знаниями, умениями и навыками, принято определять тот или иной уровень способностей. Способности обнаруживаются только в процессе практической деятельности людей.

Высшую ступень развития конкретных способностей называют талантом: он дает человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять определенную сложную трудовую деятельность.

Развитие способностей предполагает наличие устойчивых специальных интересов в какой-либо области человеческой деятельности, перерастающих в потребность заниматься этой деятельностью профессионально.

Для успешных занятий музыкальной деятельностью человек должен обладать специфическими способностями, т.е. музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальной памятью, способностью переживать содержание музыки и т.д.

Музыкальный слух включает две способности: ладовое чувство и способность к слуховому представлению.
а) Ладовое чувство - это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, оно связано с ощущением музыкальной высоты и проявляется в восприятии мелодии, в ее узнавании, в чувствительности к точности интонации.

б) Способность к слуховому представлению - это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Оно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии и в первую очередь в пении. Иначе эта способность называется еще внутренним слухом.

Чувство ритма - это способность активно, т.е. двигательно, переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Оно связано с восприятием и воспроизведением временной стороны музыки.

Это обще музыкальные способности, но исполнитель на духовых инструментах должен обладать и специфическими способностями. Прежде всего, у духовика должны быть хорошие анатомо-физиологические данные для игры на инструменте, которые являются прямыми задатками музыкально-исполнительских способностей, т.е.:

1. Форма и строение губ: для успешной игры на инструменте пригодны нормально сформированные и развитые губы, не имеющие каких-либо внешних повреждений, т.е. трещин, шрамов и т.д.

2. Строение зубов и челюстей: исполнителю - духовику необходимо иметь ровные передние зубы в полном количестве, строение челюстей для игры наилучшим считается таким при котором либо обе челюсти смыкаются посредине, либо верхняя слегка выдается вперед.

3. Форма и строение языка: язык должен быть тонким, гибким, легко и свободно двигаться в полости рта. Длинный, широкий и мясистый язык, постоянно трущийся о края зубных дуг, создает для исполнителя определенные трудности при игре быстрых стаккатных пассажей, препятствует осуществлению четкой атаки звука.

4. Форма пальцев: т.е. степень их силы и подвижности определяют двигательно-технические способности исполнителя.

5. Строение грудной клетки и степень развития дыхательной мускулатуры: исполнителю необходимо иметь хорошо развитую грудную клетку, гибкие и эластичные дыхательные мышцы, т.к. все это способствует овладению техникой исполнительского дыхания.

Важной музыкальной способностью исполнителя на духовых инструментах является уровень его мыслительной деятельности, и в первую очередь активность и развитость музыкального мышления.

Основой техники игры на любом музыкальном инструменте является непрерывность мыслительного процесса играющего, которая обеспечивает, с одной стороны, восприятие реального звучания, а с другой стороны, воображение, предвосхищение звучания в данный момент и в его дальнейшем развитии. Такое активное, целенаправленное и последовательное музыкальное мышление необходимо музыканту для того, чтобы уверенно строить и контролировать исполнительский процесс.