09.10.2020 Психофизиологическая характеристика исполнительского процесса.
Б.А.Диков в своей Методике обучения игре на духовых инструментах пишет: "Играющий на любом инструменте должен координировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, двигательного чувства, музыкально - этических представлений, волевых усилий и т.п. Именно это разнообразие психофизиологических действий, выполняемых музыкантом в процессе игры, и определяет сложность музыкально-исполнительской техники".
(Глава 2. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)
Исполнительский процесс является сложным психофизиологическим действием в осуществлении которого участвуют сознание и физические усилия исполнителя, при чем решающая роль в этом процессе принадлежит разуму исполнителя, его сознательному отношению к исполнению и всевозможным действиям для достижения намеченной художественной цели.
Учение академика И.П.Павлова о высшей нервной деятельности утверждает: корни всех физиологических процессов необходимо искать в психической деятельности человека, в его сознательном отношении к действительности.
Высшая нервная деятельность имеет свои объективные закономерности, которые регулируют всю жизнедеятельность организма. Основная функция высшей нервной деятельности - рефлекторная, т.е. жизнь организма, психические процессы и сознание человека, его знания, профессиональные навыки, жизненный опыт - все это связано с рефлексами.
Рефлекс - это реакция организма на внешние и внутренние раздражения. Любой рефлекторный акт начинается с действия раздражителя на рецептор. В зависимости от своего расположения рецепторы делятся на внутренние и внешние.
Внешние рецепторы включают в себя: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Внутренние рецепторы находятся во внутренних органах: сосудах, сухожилиях, связках, мышцах. Все рецепторы обладают высокой возбудимостью на определенные раздражители. Возникающие возбуждения в рецепторах по чувствительным нервам поступают в центральную нервную систему, где происходит переход возбуждения на двигательные пути, по которым обратный импульс, отражаясь, передается, инициируя деятельность рабочих органов - мышц и желез.
Врожденная реакция организма, имеющая характер рефлекса на внешнее или внутреннее раздражение и возникающая сама по себе, была названа И.П.Павловым безусловным рефлексом. Безусловные рефлексы в основном связаны с приспособлением организма к жизни, т.е. с реакцией организма не зависящими от обучения. В дополнение к безусловным рефлексам в процессе развития нервной системы и жизненного опыта индивида образуются новые соотношения организма со средой, которые дают возможность существовать организму. Эти типы нервной связи были названы условными рефлексами.
Исходя из этого, безусловным рефлексом называется врожденная реакция организма, а условным называется реакция, приобретенная в результате жизненного опыта или в процессе обучения. Особое значение для преподавателя приобретает знание характера возникновения и развития условных рефлексов. Физиологической особенностью всякого рефлекса является скрытое – латентное развитие возбуждения. Продолжительность латентного периода зависит от общего состояния центральной нервной системы, от возбудимости больших полушарий головного мозга в данный момент, т.е. от темперамента, сообразительности. По мере укрепления условного рефлекса продолжительность латентного периода становится меньше.
Например, приобретение учащимся автоматизированного навыка игры по нотам представляет собой рефлекторный процесс в работе головного мозга, т.е. ноты - графическое обозначение звуков, играют роль внешних раздражителей; сигнал, полученный от зрительного рецептора, поступает в кору головного мозга, образуя очаг возбуждения, в качестве безусловного раздражителя вызывающего очаг возбуждения в коре головного мозга, выступает выработанный навык звукоизвлечения тех или иных нот независимо от нотного текста.
В процессе приобретения навыков игры по нотам в коре головного мозга возникают два очага возбуждения, условия, появления которых соответствуют закономерностям образования условного рефлекса, представляющего в данном случае двигательную реакцию исполнительского аппарата на фактор внешнего раздражения которым является нотный знак. По мере развития и укрепления навыка чтения нот с листа двигательная реакция исполнительского аппарата на нотный знак, т.е. латентный период сокращается, достигая сотых долей секунды.
Благодаря этому учащийся или музыкант уже не задумывается над названиями нот, способами их извлечения, а это позволяет ему все свое внимание сосредоточить на художественной стороне исполняемого произведения. В сокращении сроков усвоения навыков, т.е. латентного периода, значительная роль принадлежит преподавателю, который управляет вниманием учащегося, сосредотачивает его на главном.
Закономерности образования и течения рефлексов у человека, условные и безусловные рефлексы относятся к первой сигнальной системе. Наличие у человека речи, где слово становится заменителем реальных представлений, явлений, которые вызывают ту же реакцию организма, что и сами предметы, явления, здесь слово становится сигналом сигналов. Это является второй сигнальной системой, и она отличает человека от животного. Вторая сигнальная система возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и находится в постоянном взаимодействии с ней. Неразрывность двух сигнальных систем отчетливо проявляется при образовании навыков игры и их автоматизации, превращая непроизвольные реакции, движения в произвольные, осмысленные.
Слово - является в педагогическом процессе условным раздражителем, который вызывает ту или иную реакцию в двигательной сфере при постановке и формировании исполнительского аппарата в период овладения навыками игры. Объясняя причины, от которых зависит определенный навык игры, т.е. звук, дыхание, беглость пальцев, техника пальцев, вибрато и т.д., педагогу следует стремиться к доходчивому, образному языку.
Благодаря наличию у человека второй сигнальной системы можно улучшать данный приобретенный навык, рефлекс, т.е. производить наслоение одного рефлекса над другим в огромном количестве. Но почему тогда происходит процесс утраты приобретенных навыков, их забывание? Большей частью это происходит в результате бессистемности занятий, невнимательности к указаниям преподавателя, что говорит о существовании в коре головного мозга человека тормозной системы. Доказано, что у человека наряду с процессами возбуждения существует процесс торможения, оба эти процесса в тесном взаимодействии, в состоянии постоянного движения и преобразования друг в друга посредством иррадации, концентрации и индукции.
Иррадация, т.е. возбуждение, обеспечивает распространение нервных импульсов от очага возбуждения к коре головного мозга (первая сигнальная система).
Концентрация, т.е. торможение, сосредотачивает возбуждение на определенном участке коры головного мозга, регламентирующего деятельность тех или иных органов человеческого организма (вторая сигнальная система), т.е. осознанием.
Индукция вызывает появление противоположных нервных процессов, ответное действие.
Этот процесс схематично можно представить на примере чтения нотного текста: нотный знак → взгляд исполнителя (возбуждение внешнего рецептора) → представление о звуке (иррадиация и концентрация) → мышечно-двигательная установка → вдох, приведение губного аппарата в соответственное положение, выполнение определенных аппликатурных действий (индукция).
Исполнительское движение, атака (иррадация) → реальное звучание (концентрация) → слуховой контроль и настройка (индукция).
В итоге важно знать, что первая сигнальная система относится к области врожденных способностей, а вторая сигнальная система - это уже рациональная сторона деятельности разума, умение развить те или иные стороны врожденных способностей или приобретенных навыков, что свойственно только человеку, так как только он способен сознательно относиться к данным процессам.
Глава 01. Методика как наука Глава 02. Психофизиологическая характеристика исполнительского процесса Глава 03. Психологические основы исполнительства
|