18.10.2020 Работа над ансамблевой и оркестровой литературой в классе по специальности.
С первых же шагов обучения на инструменте педагог должен прививать ученику необходимые качества ансамблиста, оркестранта и воспитывать в нем интерес к этому роду творческой деятельности. Объективные предпосылки для такой работы в индивидуальных классах существуют. Более половины учебного времени, а в старших классах и того более, проходят в условиях ансамблевой игры, т.е. исполнение в сопровождении фортепиано, фактура которого, в особенности в современной музыке, все больше приобретает самостоятельный ансамблевый характер.
(Глава 18. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)
Специальное изучение ансамблевой литературы, рассчитанной на минимальное количество исполнителей (сонатины, сонаты). Исполнение однородных ансамблей, т.е. дуэты, трио, квартеты и т.д. Изучение оркестровых отрывков, переложенных для данного духового инструмента и фортепиано.
Педагог по специальности располагает значительными возможностями для воспитания у своего ученика осмысленного отношения к исполнению своей партии как части целого, и понимания его роли на каждом этапе раскрытия музыкального содержания, т.е. тех качеств и навыков, которые и определяют сущность ансамблевого исполнительства. Прохождение ансамблевой и оркестровой литературы в индивидуальных классах значительно расширяет возможности педагога по изучению различных композиторских стилей и направлений в музыкальном искусстве. Способствует осознанию учащимся конечных целей своего обучения - подготовки к коллективной исполнительской деятельности, и желанию приобрести необходимые качества ансамблиста - будущего участника исполнительского коллектива.
Методы работы педагога по специальности над ансамблевой и оркестровой литературой во многом сходны с методами работы над музыкально-художественным и тренировочным материалом, но здесь имеется и некоторая специфика. Педагогу по специальности на определенном этапе работы над сольным музыкальным произведением помогает участие концертмейстера, с его помощью наглядно поясняется роль и значение сольной партии на общем фоне звучания. Работая над ансамблевой или оркестровой партией, педагог не имеет таких возможностей и вынужден часто вызывать различные звуковые ассоциации с помощью образного слова, путем сравнений, а иногда и иллюстраций голосом или на инструменте.
Понятие исполнительский ансамбль подразумевает коллективное исполнительское действие группы музыкантов, направленное на достижение единства в раскрытии художественного замысла музыкального произведения посредством интонационной и динамической согласованности звучания, тембровой слитности, ритмического и штрихового единства исполнения, правильного, художественно оправданного временного соотношения голосов, развивающихся по законам гомофонии и полифонии.
Под ансамблевыми навыками мы понимаем умение исполнителя:
- Слышать в целом и свою партию как часть ансамбля.
- Достигать характерной, тембровой, динамической, интонационной согласованности своей партии с другими голосами ансамбля.
- Добиваться гибкости исполнения, которая связана с фразировкой и мгновенным переключением от мелодии к сопровождению и наоборот.
Ансамбль духовых инструментов являет собой содружество равноправных голосов, где мелодия исполняется всеми поочередно. Важно, чтобы музыкант, ведущий мелодию, т.е. солист, умело опирался на другие голоса, т.к. это не просто мелодия с сопровождением, а мелодия в ансамбле. Важно добиваться единства исполнения, т.е. прежде всего общность интерпретации, а не буквальное копирование голосов, т.к. мелодия находится в состоянии развития. Важно также умение передавать мелодию от одного голоса другому. Необходимо, чтобы последний звук проводимого инструментом отрезка мелодии (темы) выдерживался полностью и не затухал прежде, чем продолжение мелодии не будет подхвачено другим голосом.
При исполнении в ансамбле важное значение придается вопросу интонирования. Все основные правила интонирования мелодии сохраняются, но в ансамбле важнейшее значение приобретает умение интонировать не только "по горизонтали", но и "по вертикали".
Правила интонирования в ансамбле:
- В произведениях гомофонного склада определяющим качество интонации является умение участников ансамбля выстраивать звучание своих инструментов, прежде всего по вертикали. Ориентиром в этом случае должен быть солирующий голос или бас, под которые и подстраиваются остальные участники ансамбля.
- В полифонической музыке определяющим качество интонации является умение исполнителей интонировать, прежде всего, по горизонтали; точная имитация в интонационном плане будет очень уместной.
- При исполнении аккордовых звуков неустойчивые ступени лада стремятся к устойчивым ступеням, т.е. проявляют тенденцию к повышению или к понижению в зависимости от направления, восходящего или нисходящего, движения мелодии.
Причиной интонационных неудач в ансамбле является стремление участников ансамбля перекричать друг друга. Происходит это от недопонимания роли своей партии, ведущей или второстепенной, на этом или ином отрезке музыкального произведения, а также из-за недопонимания относительного характера динамических обозначений. В гомофонном изложении, несмотря на общность нюанса, ведущий голос должен звучать более рельефно и выпукло, чем остальные сопровождающие голоса.
Задача педагога по специальности в момент работы над ансамблевой и оркестровой партией состоит в том, чтобы помочь учащемуся предусмотреть возможные трудности, связанные с достижением единства исполнения штрихов, вибрато, тембрового звучания и помочь преодолеть их.
Глава 17. Развитие навыков чтения нот с листа Глава 18. Работа над ансамблевой и оркестровой литературой в классе по специальности Глава 19. Особенности концертного исполнительства на духовых инструментах
|