Facebook_Tubastas  vk_Tubastas  youtube_Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

17.10.2020 Развитие навыков чтения нот с листа.

Одной из важных предпосылок успешного ансамблевого и оркестрового исполнительства является умение читать с листа. Воспитывать навыки чтения с листа необходимо начинать с первых шагов обучения на инструменте. Хорошим методическим материалом для развития навыков чтения с листа могут стать сборники оркестровых трудностей для различных духовых инструментов.

сайт про тубу

(Глава 17. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

Если учащийся в музыкальной школе недостаточно приобщался к читке нот, то в музыкальном училище, в вузе, а тем более на практике он всегда будет болезненно ощущать этот пробел. К сожалению, развитию навыков чтения с листа педагоги по специальности не всегда уделяют должное внимание. Происходит это не только из-за непонимания некоторыми педагогами важности этого вопроса, но часто из-за недостатка времени. Поэтому каждый педагог должен использовать любые возможности для развития у своих учеников качеств свободной ориентации в нотном тексте. Таких возможностей у педагога немало. И ознакомление с новым музыкальным материалом, которое происходит почти на каждом уроке, и выделение небольшого количества времени из общего лимита урока для чтения незнакомого нотного текста одним учащимся или в составе дуэта, трио и т.д. и задание по читке с листа на дом.

Перечисленные возможности далеко не всегда эффективно используются педагогом. Во время ознакомления в классе с новым нотным материалом: пьесами, этюдами, упражнениями, часто, вместо того чтобы использовать этот момент для развития навыков чтения с листа, педагог буквально с первых тактов прерывает ученика и начинает объяснять ему его ошибки.

В течение всего процесса ознакомления с новым нотным текстом педагог более десятка раз останавливает учащегося, который привыкает к тому, что без остановок играть невозможно. Было бы правильней, если бы педагог дал возможность ученику сыграть незнакомый нотный текст, не смотря на допущенные ошибки, с начала до конца, а затем попросил бы ученика установить и объяснить свои ошибки. Это способствует воспитанию осознанного отношения к своему исполнению, профессиональной уверенности и свободе.

 

При чтении нотного текста рекомендуется:

  1. Предварительно ознакомиться с нотным текстом зрительно, осмыслить его тональность, метроритмическую структуру, динамику, штрихи, а также его целевую установку, если это этюд или упражнение.
  2. Выбрать временный темп, в котором на данном этапе можно сыграть самые трудные в техническом отношении места, не нарушая общего характера движения музыки.
  3. Приучать учащегося к комплексному восприятию нотного материала, умению как можно шире зрительно и в смысловом отношении схватывать нотный текст, не сосредотачивать свое внимание только на той ноте, которую в данный момент исполняешь, а уметь смотреть на несколько нот или даже тактов вперед.

Развитие навыков чтения с листа должно строиться строго по принципу: "от простого к сложному". Материал для чтения с листа должен подбираться с точным учетом возможностей учащегося, но и не слишком легкий, а такой, какой мог бы его двигать и развивать в этом плане.

Нельзя при ознакомлении с новым нотным текстом ставить перед учащимся больший объем исполнительских задач, объем заданий должен увеличиваться по мере накопления учеником необходимых профессиональных навыков и исполнительского мастерства.

Требовать от учащегося, чтобы он при чтении с листа помимо точного воспроизведения текста добивался и исключительной выразительности исполнения, не целесообразно. Никакое умение в чтении с листа не может подменить углубленной работы над музыкальным текстом, который при каждом прочтении открывает перед исполнителем все новые и новые художественные грани музыкального произведения.

Хорошим методическим материалом для развития навыков чтения с листа могут стать сборники оркестровых трудностей для различных духовых инструментов.


Глава 16. Произведения крупной формы
Глава 17. Развитие навыков чтения нот с листа
Глава 18. Работа над ансамблевой и оркестровой литературой в классе по специальности