Facebook Tubastas  vk Tubastas  youtube Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

03.05.2020 Урок – основная форма занятий с учеником.

"Учитель не хамелеон, и менять свою окраску в зависимости от индивидуальности ученика он не может, учитель - художник не идет на уступки. Его художественные принципы гибки, изменчивы, но на каждом этапе определенны. Менять приходится лишь способы их изложения". Н. Перельман.

tubastas

Многовековая практика подготовки и воспитания музыканта основана на передаче накопленных знаний от одного поколения исполнителей другому путем индивидуальных занятий. Учебный процесс, в классе по специальности педагог организует на основе собственного опыта и определенной системы подготовки исполнителей. В системе обучения музыканта ни чего другого не придумано, кроме как способа многократного повторения материала с последующим усложнением его степени трудности на основе уже имеющихся и постоянно приобретаемых знаний. (Глава 11. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

Нет другого способа подготовки играющего, кроме индивидуальных занятий в классе по специальности, когда педагог дает ученику необходимые знания и навыки, направляет развитие и осуществляет его воспитание. Поэтому урок по специальности следует считать основополагающей формой организации процесса обучения, причем каждый урок должен рассматриваться как звено в цепи учебного процесса, который может протекать по-разному, в зависимости от многих особенностей. Существенное значение имеет возраст, музыкальные способности учащегося, его восприимчивость, уровень знаний и многое другое. На различных ступенях музыкального образования схема построения урока имеет свою специфику. При работе с начинающими уроку надлежит быть более кратковременным и разнообразным, с частыми перерывами. Невзирая на форму и структуру урока, каждый должен проводиться систематически и качественно, быть интересным и увлекательным для ученика.

Успешная работа в классе по специальности во многом определяется характером взаимоотношений между педагогом и студентом. Конечный результат будет эффективным лишь в том случае, если совместная деятельность преподавателя и ученика проходит в едином творческом ключе. Ученик должен верить в педагога, а педагог должен верить в ученика. Педагог должен обладать неиссякаемым терпением и способностью спокойно и неутомимо делать все время одни и те же замечания.

Педагог должен быть психологом, обладать интуицией и волей, побуждающими учащегося работать в нужном направлении, быть организованным, дисциплинированным и целеустремленным, а самое главное, он должен быть еще и воспитателем, который не только учит игре на музыкальном инструменте, но и старается постичь внутренний мир молодого человека, глубже понять его намерения и стремления, и делать все, чтобы помочь их реализации. Преподаватель должен изучить характер каждого своего ученика и исходя из этого, быть более строгим и требовательным к одним, и наоборот, уметь поддержать и ободрить других. Шаблонно работать в классе по специальности нельзя.

Успех в работе зависит не только от таланта педагога, но и от самого учащегося, от его активной позиции и работоспособности, желания "свернуть горы" в достижении намеченной цели. Регулярно и целенаправленно занимающийся музыкант, даже с определенными недостатками, доставляет удовлетворение своему педагогу. В то же время одаренные ученики, которые все "хватают на лету", но занимаются не систематично, теряют свою одаренность, не реализовав этот свой дар. Занятия в классе по специальности с такими учениками способны принести лишь горечь и разочарование.

Уроки должны осуществляться на основе разработанного индивидуального плана, составляемого на полугодие. Чтобы занятия проходили плодотворно, преподаватель при подготовке к уроку должен составить примерный план и определить главную задачу урока, исходя из индивидуальных особенностей ученика, степени его подготовленности и развития. Сложилась следующая основная форма уроков в классе по специальности: учащийся встречается со своим педагогом по одному часу два - три раза в различные дни недели, между которыми существует разрыв в 2 - 4 дня для самостоятельной домашней работы.

Один раз в неделю рекомендуется работать над всеми видами исполнительской техники, а другие посвящать освоению художественного материала. Такой подход к занятиям наиболее характерен для старших классов музыкальных школ, в начальный период обучения предпочтительнее на каждом уроке понемногу заниматься всеми видами техники. Играть выдержанные звуки, гаммы, арпеджио трезвучий, этюды, пьесы. Это делается для того чтобы внимание и исполнительский аппарат начинающего не уставали от однообразия выполняемых действий, а, следовательно, повышалась продуктивность занятий.

Существует следующая методическая схема построения урока в классе по специальности:

  1. Проверка выполнения учеником домашней работы;
  2. Оценка достоинств и недостатков исполнения;
  3. Работа в классе над наиболее трудными местами с указанием конкретных методов отработки тех или иных деталей;
  4. Конкретное объяснение задания к следующему уроку, т.е. как надо учить, к чему надо стремиться.

Уроки по специальности должны быть направлены на совершенствование исполнительских возможностей ученика, в особенности это относится к периоду подготовки к ответственным выступлениям на концерте, конкурсе. При проведении подобных уроков ученик демонстрирует свое исполнительское мастерство, играя сочинение или целую программу от начала до самого конца без остановок и привычных оценочных замечаний преподавателя.

Многие преподаватели прибегают к эмоциональному воздействию на ученика с помощью дирижирования, а точнее, с помощью жестикуляции, раскрывающей характер произведения. Этот прием дает педагогу возможность непосредственно во время исполнения влиять на ученика. При хорошем контакте способный ученик чутко улавливает тончайшие намерения педагога, передаваемые языком жестов. При проведении урока преподаватель обычно много поясняет, берет инструмент и показывает отдельные исполнительские приемы или играет фрагменты из различных сольных и оркестровых произведений. Не всегда словесные пояснения, даже самые образные, поэтичные и увлекательные, становятся понятными ученику. Важно поэтому, делая их, учитывать возраст учащегося, его знания, интересы.

Педагогическое творчество подразумевает повышенное, острое понимание достоинств и недостатков исполнения ученика, активное осознание путей устранения этих недостатков. Творческое состояние педагога не есть нечто стихийное, не поддающееся воле человека. Педагог может и, следовательно, обязан вызывать в себе интерес к занятиям, т.е. сознательно войти в то состояние, которое мы называем творческим.