Facebook_Tubastas  vk_Tubastas  youtube_Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

04.05.2020 Первые испытания для будущих духовиков.

Педагогу следует четко представлять себе, какие задачи стоят перед ним. Кроме системы, по которой ему придется определять музыкальные данные испытуемого, он должен разбираться в вопросах физиологии и психологии детей школьного возраста. (Глава 10. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

tubastas

Игра на духовом инструменте требует определенных физических кондиций и хорошего здоровья, поэтому занятия на любом из духовых инструментов противопоказана детям, страдающим какими-либо формами заболеваний сердца и других органов. Испытуемый обязан предоставить о результатах медицинского обследования. К приемным испытаниям не должны допускаться дети, у которых имеются ярко выраженные признаки профессиональной непригодности: неправильно сросшиеся губы («заячья губа»), искривление или отсутствие передних зубов, аномалия прикуса, отсутствие пальцев на одной из рук и т.д.

Кандидатам для занятий на духовых инструментах нужно иметь нормально развитые губы – не слишком толстые или тонкие. Необходимо обращать внимание на природную особенность смыкания губ и на то, чтобы выдыхаемая струя воздуха проходила через центр губ, а не через их края.

Такое положение губ будет в дальнейшем способствовать правильному процессу звукоизвлечения. Педагогу следует проверить эластичность внешнего покрова губ ребенка, степень развитости их мышц, насыщенность тканей губ кровеносными сосудами. Передние зубы у испытуемого должны быть ровными.

При выборе инструмента необходимо учитывать также собственный интерес ребенка, желание заниматься именно на данном инструменте, а не на том, который ему предлагают. Будущему музыканту нужно найти «свой» инструмент, который соответствовал бы его природным данным. Возраст для начала обучения на духовых инструментах может колебаться от 9 до 12 лет в зависимости от физических данных ребенка. В детских музыкальных школах, где обучение проходит в двух категориях 5-ти и 7-ми летнего обучения, в первом случае ученики начинают
заниматься с 11 – 12 лет, во втором – с 9 – 10 лет.

Последнее время музыкальные школы России практикуют обучение детей на блок флейте с 5 – 7 лет с последующим переводом их на духовые инструменты. Это начинание способствует тому, что ребенок, перед тем как начать заниматься на духовом инструменте, уже имеет необходимые знания в области сольфеджио, элементарной теории музыка и владеет основами игры на духовом инструменте (дыхание, атака звука и т.д.). Еще лучше, когда на духовом инструменте начинают обучаться дети, которые до этого занимались в детской музыкальной школе на фортепиано, аккордеоне или баяне.

Педагогу необходимо проверить у испытуемого наличие музыкального слуха, памяти и чувства ритма. Ребенку предлагают спеть песню, которую он знает. Если он спел песню правильно, интонационно чисто, это говорит о наличии у него музыкального слуха. Однако неточно спетая песня не всегда означает отсутствие музыкального слуха. Ребенок мог заучить песню неправильно, нужно предложить ему повторить отдельные звуки или звуковые последовательности. При этом кандидат иногда лучше воспринимает звук пропетый голосом, чем сыгранный на фортепиано. Вначале лучше давать звуки, расположенные на расстоянии широких интервалов (терции, кварты, квинты), постепенно уменьшая их до размера тона и полутона.

Ненатренерованному слуху легче различать звуки, расположенные друг от друга на более широком расстоянии. Поэтому, если ребенок свободно интонирует голосом звуки на расстоянии полутона, он обладает хорошим звуковысотным слухом. Бывает, что дети не владеют голосом из-за хрипоты, не смыкания связок, мутации у мальчиков. В этом случае можно предложить испытуемому послушать и запомнить сыгранный на фортепиано звук, а за тем найти его на клавиатуре. Для проверки гармонического слуха ребенку предлагают определить, сколько звуков он слышит в одновременно исполненном на фортепиано созвучии – интервале или аккорде, а затем повторить их голосом поочередно.

Для определения музыкальной памяти ребенку играется на фортепиано небольшая мелодическая фраза. Мелодия должна быть проста, гармонически устойчива и объемом не более двух тактов. От испытуемого требуется запомнить и воспроизвести ее голосом.

Для определения чувства ритма ребенку дают послушать несложную, но ритмически острую фразу и просят его воспроизвести ее музыкальный ритм, хлопая в ладоши. Чувства ритма можно проверить и без исполнения мелодии на фортепиано, а похлопыванием в ладоши.

Недопустимо проводить экзамены в спешке и нервозности. Необходимо, чтобы кандидаты чувствовали себя спокойно и могли по возможности полно раскрыть свои способности.


Глава 09. Техника пальцев. Моторика
Глава 10. Организация приемных испытаний
Глава 11. Урок - основная форма занятий с учеником