Facebook_Tubastas  vk_Tubastas  youtube_Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

10.10.2020 Методика - как наука.

Учение о способах преподавания того или иного предмета называется методикой преподавания. Методика - слово греческого происхождения означающее "путь к чему-либо". На основе опыта отечественных и зарубежных педагогов и исполнителей Методика изучает приемы индивидуального обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте, и, следовательно, имеет возможность непосредственно влиять на качественную сторону подготовки музыкантов.

туба сайт

(Глава 1. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

До 30-х годов ХХ-го века теория обучения музыкантов - духовиков в России фактически отсутствовала, обучение носило скорее ремесленический характер, передавая знания и накопленный опыт от преподавателя к ученику и т.д.

С открытием во II половине XIX века, сначала в Петербурге в 1862, а затем в Москве в 1866 году, первых консерваторий, началось становление духового инструментального искусства в России.

До революции 1917 года в Российских музыкальных учебных заведениях преподавали в основном иностранцы. Класс флейты в Петербургской консерватории возглавил итальянский флейтист Чезаре Чиарди, класс кларнета вел известный итальянский кларнетист-виртуоз Эрнесте Каваллини, а затем Карл Нидман получивший образование в Германии. Класс трубы и валторны вел Густав Метцдорф, а с 1868 года этот класс в консерватории возглавил корнетист, уроженец Германии, Вильгельм Вурм.

С конца 60-х годов XIX века классы духовых инструментов пополнились новыми профессорами: гобой преподавал Василий Шуберт, класс фагота вел Карл Кутшбах, класс тромбона и тубы вел Франц Тюрнер получивший образование в Австрии. Необходимо вспомнить так же флейтистов Ф. Ватерстраата, Федора Степанова, кларнетиста Василия Бреккера воспитавшего крупных Российских кларнетистов В. Генслера и Б. Яблочкина. Преподавателя класса валторны Яна Тамма, класса тромбона Петра Волкова, класса гобоя Василия Геде, класса трубы, ученика В. Вурма, Александра Гордона.

В Московской консерватории первыми профессорами были Фердинанд Бюхнер, Вильгельм Кречман (флейта), Эдуард Медер, Виктор Денте (гобой), Вольдемар Гут, Франц Циммерман, Иосиф Фридрих (кларнет), Максимилиан Бартольд, Иосиф Сханилец, Фердинанд Эккерт (валторна), Федор Рихтер, Карл Вильгельм Брандт, Михаил Адамов (труба), Генрих Эзер, Вильгельм Кристель, Франц Шмидт (фагот), Христофор Борк (тромбон, туба).

Именно эти педагоги и воспитали известных русских музыкантов, в последующем основоположников современной Российской исполнительской школы игры на духовых инструментах: С.В.Розанова, В.Н.Цыбина, М.И.Табакова, В.М.Блажевича, М.Н.Буяновского, А.Г.Васильева и других.

Сергей Васильевич Розанов - солист оркестра Государственного академического Большого театра, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кларнетист. Начиная с 1916 года ведет педагогическую работу в Московской консерватории, является организатором и руководителем оркестрового факультета, а затем первым заведующим кафедрой духовых инструментов.

Под его руководством в 20-30 годы активизируется научно-методическая работа кафедры, создаются первые российские методические пособия, но это главным образом Школы игры, такие как Школа игры на флейте Н.И.Платонова (М.1931), на трубе Г.А.Орвида (М.1932), на тромбоне В.М.Блажевича (М.1939), на гобое Н.В.Назарова (М.1939), на кларнете С.В.Розанова (М.1940), и только в 1935 году на основе читаемого с 1930 года курса методики обучения игре на духовых инструментах, С.В.Розанов создает первое специальное методическое пособие "Основы методики преподавания игры на духовых инструментах". В этом пособии впервые вопросы обучения духовиков были поставлены на научную основу и сформированы основные принципы обучения на духовых инструментах, в частности:

1. В основу правильной постановки должно быть положено знание анатомии и физиологии органов, участвующих в процессе игры на духовом инструменте.
2. Развитие технических навыков должно проходить в тесной связи с художественным развитием.
3. В процессе работы над музыкальным материалом необходимо добиваться сознательного его усвоения.

В дальнейшем вопросы, поднятые в этом методическом труде, получили развитие в работах профессоров Московской консерватории Н.И.Платонова, Б.А.Дикова, А.И.Усова, А.А.Федотова и других преподавателей - духовиков.

В 1958 году появилось пособие "Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах", в котором Н.И.Платонов не только развивает основные положения методики сформированные С.В.Розановым, но и рассматривает ряд новых:

1. О губном аппарате музыканта - духовика.
2. Интонации.
3. Вибрато.
4. Значение музыкального слуха.
5. Организация работы с начинающими музыкантами.

В 1962 году был напечатан методический труд профессора Б.А.Дикова "Методика обучения игре на духовых инструментах". В нем значительно расширен круг рассматриваемых вопросов методики. В работе Б.А.Дикова впервые серьезное внимание уделяется психофизиологической основе исполнительского процесса на духовых инструментах, а также проблемам исполнительского дыхания, работе губного аппарата, применению штрихов.

В 1975 году вышло в свет методическое пособие А.А.Федотова "Методика обучения игре на духовых инструментах", по которому ведѐтся преподавание курса методики в музыкальных ССУЗах и ВУЗах по сей день. В нем рассмотрены вопросы поднимаемые его предшественниками и некоторые другие, то есть:

1. Методы совершенствования исполнительского мастерства.
2. Проблемы исполнительства.

После этих методических работ в разное время появились Методики обучения игре на каком-либо инструменте:

1. В 1983 году Б.А.Диков написал "Методика обучения игре на кларнете".
2. В 1984 году появился труд Ю.А.Усова "Методика обучения игре на трубе".
3. В 1987 году "Методика обучения игре на тромбоне" В.В.Сумеркина, и другие.

В настоящее время появляются новые методические работы и статьи, в которых рассматриваются проблемы обучения и исполнительства на духовых инструментах написанные педагогами различных учебных заведений России.


Глава 02. Психофизиологическая характеристика исполнительского процесса