08.10.2024 10 советов от мастера, как стать лучшим тубистом.
Арнольд Джейкобс был одним из лучших методистов духового искусства второй половины XX века. Здесь вы узнаете о самых известных его советах, которые помогут вам стать лучшим тубистом.
*ссылка на источник обязательна
Сила - твой враг, слабость - твой друг.
Первый совет. Чрезмерная сила - одна из самых больших проблем для музыкантов, играющих на духовых инструментах, поскольку она негативно влияет на звук. Напряжение убивает звук.
Это связано с тем, что большинство мышц нашего тела настроены на противодействие, и это может заставить некоторые мышцы излишне напрягаться во время исполнения, что приведет к форсированному, напряженному или даже дрожащему, или трясущемуся звуку.
Поэтому исполнитель должен стремиться к тому, что А. Джейкобс называет «минимальной моторикой»; то есть пытаться достичь желаемых результатов, используя только минимум мышц, которые необходимы для звукоизвлечения. Для этого тело духовика должно быть свободным и расслабленным во время игры.
Джейкобс рекомендует сосредоточиться на звуке, создаваемом с минимальными усилиями, поскольку расслабление поможет тубисту полностью раскрыть свой потенциал как инструменталиста.В идеале было бы хорошо уменьшить усилие, не жертвуя при этом качеством конечного результата.
Подводя итог, можно сказать, что исполнитель должен найти самый простой способ звукоизвлечения, стремиться играть на тубе расслабленно, без зажатости и напряжения.
Развивай хорошие привычки, и не пытайся исправлять плохие.
Второй совет. Если ты хочешь развить хорошие привычки, то нужно заниматься с правильной мотивацией и стимулами, поэтому музыканту не следует бороться с вредными привычками, поскольку, пытаясь их исправить, ты просто укрепляешь их.
Поэтому духовики должны сосредоточиться именно на хороших привычках, тогда плохие привычки сами исчезнут.
Представляй, а не воспринимай.
Третий совет. Контроль над своими мыслями - одна из самых важных составляющих музыкального исполнения. Когда ты играешь на тубе, очень часто задаешь себе вопросы вроде *хорошо ли у меня звучит?, *правильно ли я дышу?, *совпадает ли артикуляция с пальцами? и так далее.
По мнению Арнольда Джейкобса, такие вопросы не следует задавать во время выступления, поскольку ты посылаешь лишнюю информацию в мозг, тогда как тебе следует делать прямо противоположное, а именно - создавать музыку в уме и передавать своему телу импульсы для исполнения. По словам Джейкобса: «Будьте великим художником в своем воображении», поскольку технический анализ не помогает музыкальной интерпретации.
Если ты хочешь прогрессировать и совершенствоваться, тогда попробуй в голове представить то, что должен услышать твой зритель.
Джейкобс подчеркивает, что музыканты должны проявлять эмоции и рассказывать свою историю звуком. Если тебе нужен звук определенного характера, то сначала создай его в голове, а потом тело воспроизведет его, внеся необходимые коррективы.
Идея заключается в том, чтобы рассказать музыкальную историю с помощью своего инструмента.
Думай о результате, а не о методике.
Четвертым советом Джейкобс подчеркивает важность умственной работы над физической. Духовики часто сосредотачиваются на сложных аспектах, в то время простые являются самыми лучшими.
Он настаивает на том, что тубист должен сосредоточиться на создании конечного результата, используя образы, которые отражают то, чего он хочет достичь. А образы музыканта формируются от личного воспитания, культуры и образования, «Ты то, что слушаешь».
Исполнитель должен стремиться к конечному результату, то есть звуку, фразировке и всем эмоциям, которые может передать музыка.
Это означает, что ты должен быть музыкантом, а не дударем-инструменталистом, поскольку играешь для слушателя, а не для «себя любимого».
Выработай правильные привычки вдоха и выдоха с помощью упражнений без тубы.
Пятый совет. В музыке не существует коротких путей, есть только способы максимизировать эффективность того, что ты делаешь. Поэтому, чтобы играть лучше, духовики должны легко и эффективно использовать свою дыхательную систему.
Этого можно достичь за счет раскованности, поскольку небольшое усилие может привести к большому прогрессу. Именно поэтому тубисты должны изучить, как работает движение воздуха, а значит, важно работать над дыханием индивидуально.
По мнению Джейкобса, дыхательные упражнения следует выполнять энергично и преувеличенно, до лёгкого головокружения.
Заниматься этим необходимо в течение недель или месяцев, пока поставленные цели не будут достигнуты.
Вот некоторые рекомендованные им упражнения:
под метроном от 60 до 80 ударов
➊ 6 вдохов – 6 выдохов (повторить 3-4 раза) Вариации от 10 до 1.
➋ Вдохнуть за 1 удар и вдохнуть за 4 удара метронома. (Обязательно используй всю емкость легких в каждом цикле).
➌ Держи лист бумаги на расстоянии вытянутой руки и дуйте, пока он не начнет загибаться. Варьируй расстояния и анализируй движение края листа, стараясь, чтобы он всегда двигался одинаково.
➍ Подуй на тыльную сторону ладони, как будто свистишь «СССС» (высокое давление и мало воздуха), затем подуй со звуком «ФУУУ» (высокое давление и мало воздуха). Это поможет тебе почувствовать разницу между тем, насколько воздух «СССС» является разреженным, а вот со слогом «ХУУО» теперь он плотный или густой. Духовики всегда должны дуть густым воздухом.
Подготовь сцену, запиши, затем послушай результат.
Шестой совет. Тубист должен создать контакт не от тубы к своему уху, а между инструментом и аудиторией. Когда ты выступаешь, старайся воздействовать на все окружение, а не на свои органы чувств, чтобы контролировать вокруг себя происходящее.
Попробуй практиковаться со своим инструментом в тишине, нажимая клапана без игры: представь как будто ты играешь, мысленно воспроизводя, как звучит туба на сцене, или послушай свою запись с диктофона.
Изучая звук, ты изучаешь дыхание.
Седьмой совет. Главной темой преподавания Джейкобса была важность дыхания при игре на духовых инструментах. На своих занятиях он очень ясно давал понять, что духовики должны сосредоточиться на изучении вдоха и выдоха, а не анатомии дыхательных мышц, поскольку главной целью является музыка, а не физиология.
Это указывает на то, что наше тело слишком сложное, чтобы им можно было управлять напрямую, музыканты добиваются результатов изучая нотный материал, поэтому прежде всего нужно изучать дыхание, а не анатомию тела. Мышцы, участвующие в дыхании, следует задействовать с наименьшим усилием. Тубисты должны представить себе, что дыхание — это меха, которые двигаются легко и эффективно.
Джейкобс говорит: «Хороший звук свидетельствует о хорошем дыхании», и именно поэтому тубистам приходится вдыхать большое количество воздуха.
Наконец, он подчеркивает важность дыхания, но избегать чрезмерного анализа, поскольку музыкант еще сосредотачивается на звуке, темпе, фразировке и т.д., а дыхание должно занимать не более 10-20% нашего музыкального мышления.
Всегда сохраняй хорошую осанку.
Восьмой совет. Для Джейкобса правильная осанка очень важна для занятий музыкой, поскольку она позволяет тубистам максимально использовать дыхательные возможности.
Он настаивает на идее, что музыкант должен представить себя высоким. Для этого надо встать и рукой ощутить естественный изгиб спины, чуть выше талии, а затем сесть, сохраняя ту же осанку. Постараться почувствовать, что твое тело очень длинное и настолько вытянутое, насколько это возможно, чтобы дыхание было максимально естественным.
Если тебе это удастся, то тело позволит легким еще больше расшириться, а это значит взять больше воздуха. При этом необходимо расслабиться, избегая скованности. «Представь, что ты кукла-марионетка, подвешенная к потолку», — говорит Джейкобс.
«Игра на прямой осанке позволяет духовикам задействовать только необходимые мышцы при минимальных усилиях. Если чувствуешь, что играть легче стоя, чем сидя, это может означать, что у тебя плохая осанка. Убедись, что твоя спина естественно прямая, прежде чем дышать и играть в положении стоя».
Играй для публики, а не для себя.
Девятым советом Джейкобс акцентирует внимание о важности музыкального образования тубиста и умственную готовность к репетициям и выступлениям.
А именно: общее воспитание, знание этики, культуры и не стоит забывать и о расширении кругозора, ведь это первое, с чего стоит начать путь к качественному подъёму на новый уровень профессиональной деятельности.
Прежде чем взять в руки инструмент, духовик должен подумать о том, как донести информацию до слушателя без искажений. Для этого всего лишь надо превратить ноты в звук и рассказать свою историю, ведь у всех музыкантов два инструмента: «Один в руках, другой в мыслях, и самый важный - тот, что у нас в голове».
Джейкобс отмечает, что твое исполнение целиком зависит от практики. Ты должен как можно чаще играть перед друзьями, семьей и коллегами, а также на большой сцене и сольных выступлениях. Во время игры старайся сосредоточиться на общении с публикой, а не на анализе конкретных действий, поскольку самое важное для исполнителя - это передать аудитории свои чувства и эмоции.
Еще один значимый совет для всех тубистов и духовиков - записывать аудио как во время репетиций, так и на выступлениях. Обязательно прослушивать эти записи, анализировать их и сравнивать свою игру с эталонным исполнением.
Раздели фразы на удобные компоненты.
Десятый совет. Для эффективных занятий необходимы короткие периоды большой концентрации, около 20 минут. По мнению Джейкобса, духовикам во время занятий не нужно играть пьесу от начала до конца, это даже вредно.
В идеале надо начинать заниматься с самых сложных моментов. Чтобы выучить определенный период или каденцию, ты должен заниматься в удобном темпе, диапазоне и нюансе, которые позволяют тебе играть легко, но уделяя особое внимание качеству звука и фразировке. Как только это усвоится, ты можешь следовать указаниям композитора, касающимся темпа и динамики.
Джейкобс советует заниматься под метроном, и не только для четкого ритма, но и для стабильного баланса нот во время вдоха, вибрации и атаки.
*Эти советы взяты из книги Брюса Нельсона «Так говорил Арнольд Джейкобс»
Арнольд Джейкобс в первую очередь известен как превосходный исполнитель. За свою долгую и блестящую карьеру в качестве тубиста Чикагского симфонического оркестра, руководителя брасс-квинтета, а также солиста, он тронул миллионы слушателей на протяжении нескольких поколений. Другие могут знать г-на Джейкобса в основном по его методике о дыхании и легочной функции. Для медицинских работников он является уникальным исследователем и уважаемым ученым. Несмотря на эти впечатляющие заслуги, можно смело сказать, что его величайшим достижением было преподавание.
|