Facebook_Tubastas  vk_Tubastas  youtube_Tubastas  e-mail

Стас Черёмушкин
изучай, наблюдай, анализируй
туба, как средство самовыражения

статьи


« Назад

11.03.2024 Эуфониум. История и развитие инструмента.

Теперь очевидно, что эуфониум прошел долгий путь, прежде чем профессиональные духовики проявили к нему интерес, но при постоянной преданности со стороны современных молодых музыкантов, играющих на эуфониуме, в сочетании с непрерывным развитием репертуара будущее эуфониума может быть очень ярким. Что такое Эуфониум? Когда он появился? Кто автор изобретения этого инструмента? Ответы и подробности в этой статье.

эуфониум история

(автор Стас Черёмушкин, ссылка на источник обязательна)

Факты - версии - эволюция.

Самым ранним предшественником эуфониума как тенор голос из семейства амбушюрных и язычковых музыкальных инструментов, как принято считать, был Серпент (фр. serpent, известен с XVI века), получивший свое название от змееподобного вида. Он изготавливался из дерева, латуни или серебра, имел мундштук с глубокой U-образной чашкой из слоновой кости или костей животных, очень похожий на мундштуки современных медных духовых инструментов.

Откуда появилась версия, что Серпент прародитель эуфониума? Возможно, от того, что есть много общего, а именно похожее воспроизведение звука и используется мундштук с глубокой чашкой. Оба инструмента имеют коническое отверстие и схожую длину, а также серпент и эуфониум похожи по тембру и тесситуре. У серпента обычно шесть отверстий для пальцев, чтобы менять высоту тона, инструмент чаще всего использовался в качестве вспомогательного голоса для тенора и баса в церковных хорах.

pix

Серпент.

серпент духовой инструментВ XVII веке серпент перекочевал в придворные и военные оркестры, поздние модели кроме отверстий приобрели клапаны, примерно как у саксофона в наше время. Богатый звук серпента идеально подходил для поддержки басовой линии в духовых оркестрах классического периода и использовался более трехсот лет. Некоторые известные композиторы использовали серпент в своих произведениях. Например, Г.Ф.Гендель сюита "Музыка для королевского фейерверка" (1749), Л.В.Бетховен написал специально партию для серпента в "Военном марше" (1816), Р. Вагнер воспользовался тембром серпента в ранней опере "Риенци" (1842).

Однако документально подтверждено, что серпент был очень трудным инструментом для игры, в основном из-за того, что отверстия для пальцев расположены на большом расстоянии. Чарльз Берни, историк музыки XIX века, сравнивал звук серпента с "ревом крайне голодного и разъяренного теленка". В итоге после 1835 года серпент уступил свое место новому духовому музыкальному инструменту - офиклеиду.

pix

Офиклеид.

Офиклеид впервые был представлен в 1817 году мастером инструментов Жаном Илэром Астэ (Jean Hilaire Aste), как самый низкий представитель группы духовых инструментов с похожими клапанами как у саксофона. Инструмент изготовлен из латуни и по форме очень напоминает саксофон. Так же как и серпент и эуфониум, офиклеид снабжен U-образным мундштуком и воспроизводит низкий, басовый звук. На заре творческой жизни Ф.Мендельсон использовал офиклеид в концертной увертюре "Сон в летнюю ночь", а Г.Берлиоз - в "Фантастической симфонии".

В отличие от серпента, офиклеид превратился в солирующий инструмент, многие музыканты тех лет стали известными солистами: Сэм Хьюз, Жан Проспер Гивье и Альфред Фэйси, причем Хьюз и Проспер достигли статуса знаменитостей в Jullien's the Orchestra (1843). 

Том УинторпОфиклеид была сложным инструментом для освоения. Джордж Бернард Шоу назвал звук офиклеида "хроматическим быком", но ему понравился звук в исполнении Сэма Хьюза, в арии Полифема «Oh Ruddier Than the Cherry» из оперы Ацис и Галатея (Acis and Galatea) в Ковент-Гардене, и отметил услышанное как "нечто завораживающе-трогательное". Однако вскоре офиклеид был поглощен технологическим прогрессом, связанным с изобретением помпового механизма и стремительным развитием духовых оркестров в Великобритании.

[на фотографии Том Уинторп (Tom Winthorpe) с офиклеидом in "С" Courtois (Куртуа), на котором играл соло Сэмюэль Хьюз в Королевском оперном театре, Ковент-Гарден 1870 год.]

pix

Хронология эуфониума.

1815 год - был запатентован первый поршневой клапан (др. пистон, помпа) Генрихом Штольцелем и Фридрихом Блюмелем.

1823 год - Вильгельм Випрехт изготовил инструмент с помповым механизмом - тенорбасхорн (Tenorbasshorn).

1838 год - Карл Мориц из Берлина сделал похожий инструмент под названием тенор-туба (tenor-tuba).

Однако именно в 1843 году Фердинандом Зоммером (Ferdinand Sommer) из Веймара (Германия) был разработан инструмент с помповой голосовой машиной и теноровым звуком, получивший название Эуфонион (Euphonion, от греческого слова euphonos, "сладкоголосый"), и многие считают этот инструмент прародителем современного эуфониума.

Пятьдесят лет (1843-1893) эуфониум и офиклеид сосуществовали параллельно, но на эуфониуме было легче играть, он дешевле и его легче производить в большом количестве. Интересно, что из трех вышеупомянутых офиклеидистов; Хьюза, Проспера и Фэйси, последний освоил эуфониум и хорошо зарабатывал себе на жизнь. Сэм Хьюз проигнорировал эуфониум, умер в 1898 году, оставив свою вдову в полной нищете.

pix

Путь к популярности.

Во время промышленной революции совершенствовались производственные навыки и технологии. Помповый механизм для медных духовых инструментов был революционным новшеством, как и многие другие изобретения в инструментастроении. Однако самым значительным событием, связанным с появлением эуфониума, стала популяризация любительских духовых оркестров.

Есть документ, что Элджернон Роуз (Algernon Winter Rose), главный архитектор (английских загородных домов и садов в эдвардианский период) в Управлении Её Величества, составил отчет о том, что в 1893 году в Великобритании насчитывалось около 40 000 духовых оркестров, а в книге Герберта и Майерса «Британский духовой оркестр» (The British Brass Band) Арнольд Майерс пишет, что состав музыкальных инструментов в духовых оркестрах сформировался примерно в тот же период. Это означает, что за 50 или 60 лет, прошедших с момента изобретения эуфониума Зоммером, в Британии насчитывалось около 60 000 эуфонистов-любителей!

Важно то, что стремительную популярность инструмента можно объяснить не только промышленной революцией и формированием духовых оркестров. Производители инструментов активно продвигали эуфониум, предлагая его в качестве приза лучшим офиклеидистам на музыкальных конкурсах, возможно, что тайный сговор музыкального рынка способствовал вымиранию офиклеида.

pix

Саксгорны.

В 1840-х годах Адольф Сакс (Adolph Sax) создал саксгорны, семейство духовых инструментов, которые также способствовали исчезновению офиклеида и появлению эуфониума. Саксгорны тенор (Bb) и бас (Bb) соответствовали размеру и тесситуре эуфониума и были одними из многих инструментов Адольфа Сакса, продвигаемых виртуозами из семьи Дистин (Distin family - в XIX веке была династией британских музыкантов на духовых инструментах, с 1845 года популяризировали саксгорны. Один из них, Генри Дистин, позже стал известным производителем духовых музыкальных инструментов в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах).

Интересный факт то, что серпент, офиклеид и эуфониум в том виде, в котором они появились, не заменили друг друга в буквальном смысле слова, а все три вида музыкальных инструментов еще сосуществовали в течение длительного периода, прежде чем эуфониум окончательно их вытеснил. Точно так же было бы неверно утверждать, что новое изобретение помпового механизма (поршень - английская система) полностью способствовало развитию самодеятельных духовых оркестров.

saxhorncatal

Каталог инструментов Адольфа Сакса.

pix

Вентильная и помповая системы.

На самом деле первая система переключения воздушного потока были духовые инструменты мастера Халлидея (Kent Bugle Halliday) с клапанной системой (как на саксофоне, кстати, в 1801 году труба с клавишами использовалась в Вене, и на таком инструменте состоялась премьера "Концерта для трубы" Й. Гайдна) вместе сосуществовали в духовых оркестрах в течение нескольких лет, прежде чем инструменты с помповым и вентильным механизмом окончательно вытеснили их. Однако справедливости ради стоит отметить, что помповую и вентильную систему можно было применить к любому инструменту из семейства саксгорнов, и это было главным преимуществом по сравнению с клапанной системой Халлидея.

Klappenhorn

Klappenhorn in C

В то время как эуфониум все больше становился популярным в духовых оркестрах Великобритании, он также становился все более популярным в военных оркестрах по всей Европе и США. В 1850 году французские пехотные и кавалерийские оркестры должны были иметь как минимум четыре бас-саксгорна и два баритон-горна.

pix

Вхождение в духовой оркестр.

В 1851 году оркестр Королевского артиллерийского штаба Вулвича (The Royal Artillery Staff Band of Woolwich) заменил офиклеид на эуфониум, а в 1870 году Япония сформировала военный оркестр, использующий два эуфониума. Такая тенденция включения эуфониумов в составы оркестров продолжалась до тех пор, пока он не занял постоянное место в военных оркестрах по всему миру. Ричард Франко Гольдман (Richard Franko Goldman), сын известного американского дирижера концертного оркестра Эдвина Франко Гольдмана, сказал: «Эуфониум незаменим в духовых оркестрах».

Даже сегодня классификация эуфониумов не вполне стандартизирована. Испанский аналог эуфониума называется "бомбадино", в Германии - "кляйне бас" или "баритон", в Италии - "фликоино бассо", а во Франции - "саксгорн-бас" или "кларион-бас". Все это - названия примерно одного и того же музыкального инструмента с помповым механизмом в строе Bb, конической трубкой и одинаковым рабочим диапазоном.

pix

Развитие эуфониума.

Phasey Нам известно, что на создание эуфониума повлияли технологические достижения промышленной революции XIX века. Первые исполнители-виртуозы также внесли свой вклад в развитие инструмента. Альфред Фейси (Alfred Phasey), профессор эуфониума в Военной школе музыки в Кнеллер-холле (the Military School of Music Kneller Hall), дважды увеличивал мензуру инструмента - в 1859 и 1870 годах. Ему же приписывают создание первого эуфониума с коротким помповым механизмом в 1864 году. Для этого отверстия в помпе были сделаны овальными, а не круглыми (пример: сузафон Conn 20k).

Несмотря на все эти разработки, инструмент по-прежнему имел проблемы с интонированием, особенно в нижнем регистре. Некоторые производители решали эту проблему путем добавления дополнительных клапанов; некоторые эуфониумы имели пять и шесть клапанов. Другие производители к настроечным кронам добавляли специальные рычаги управления, чтобы при необходимости исполнитель мог точнее настроить нужную комбинацию аппликатуры. К сожалению, ни один из этих методов не был полностью успешным.

[на фотографии, сидит справа Professor Alfred James Phasey, профессиональный исполнитель на эуфониуме, офиклеиде и других духовых инструментах]

pix

Компенсационная система клапанов.

В 1874 году доктор Дэвид Блейкли (Dr David Blaikley) из компании Boosey and Co. London разработал первую автоматическую компенсационную систему, которая значительно улучшила интонацию эуфониума. Он запатентовал это изобретение и описал принцип работы ниже:

"Трубка, соединенная с третьим клапаном, проходит через первый и второй таким образом, что при нажатии на третий поршень воздух проходит через тоннели первого и второго клапана, помимо двух тоннелей, обычно предусмотренных в третьем. Дополнительные трубки соединены с первым и вторым поршнями соответственно, чтобы добавить по два воздушных канала к каждому из их клапанов. Когда первый или второй поршень нажимается с третьим, длина прохода воздушного потока увеличивается.

Если все три поршня нажимаются одновременно, задействуется вся дополнительная трубка, тем самым при нажатии третьего клапана компенсируется понижением звука на более точное и устойчивое".

система компенсированного клапана

Когда в 1974 году действие патента прекратилось, данную систему компенсации скопировали большинство ведущих производителей эуфониумов, в том числе Yamaha, Miraphone, Wilson, Hirsbrunner и Sterling. Это, несомненно, способствовало техническому развитию музыкантов и их виртуозной игре на эуфониуме.

Следующие процессы совершенствования произошли в 1964 году, когда духовые оркестры перешли от высокого тона настройки A=452,5 Гц к низкому A=440 Гц. Это стало важным событием с точки зрения превращения эуфониума в сольный инструмент, что позволило использовать его не только в духовом оркестре, но и в классических академических ансамблях.

pix

Самый лучший эуфониум.

В середине семидесятых годов Джон Флетчер, всемирно известный трубист, помог компании Boosey and Hawkes Musical Instruments разработать новый инструмент с большим раструбом и более широкой мензурой. Многие любители-эфониумисты, играющие в духовых оркестрах, сочли этот инструмент слишком большим и неудобным для игры, и в 1987 году компания Boosey and Hawkes вернула модель со средней меннзурой в дополнение к конструкции Флетчера. Эти две модели получили номера «Sovereign» 968 и 967 соответственно.

Еще одним существенным изменением в этих инструментах было то, что раструб изготавливался цельным, развальцовывался и формировался на оправке, а не сшивался из двух деталей. Это позволило сделать раструб эуфониума из более тонкого материала, что, несомненно, отразилось на качестве звука в лучшую сторону.

лучший эуфониум

В 2002 году компания Boosey and Hawkes создает две модели: 2052 и 2051 Prestige Euphonium. Легендарный эуфониумист Стивен Мид (Steven Mead), во многом содействовал в разработке этого инструмента, который сейчас является одной из самых популярных профессиональных моделей во всем мире. «Prestige» значительно расширил возможности игры на инструменте благодаря добавлению триггера к основному крону. В ближайшие годы дальнейшие усовершенствования инструмента неизбежны, но впервые с момента изобретения эуфониум приблизился к совершенству.

Пресса об эуфониуме.

В 1891 году газета «Дейли Телеграф» (Daily Telegraph) опубликовала, что звук эуфониума «настолько ужасен, что может вылечить глухого» и сравнил инструмент с "сиреной, подающая сигнал морским судам во время тумана". Тем не менее, в 2004 году один из журналистов «Таймс» (The Times) написал, что эуфониум "такой же гибкий и подвижный инструмент, как труба", способный воспроизводить "чистый и великолепно сфокусированный звук".

В наше время эуфониум является самым популярным инструментом из семейства саксгорнов. Играет роль ведущего тенорового голоса в военных и духовых оркестрах, а также применяется в академической и эстрадной музыке в качестве сольного или ансамблевого инструмента.

Список величайших исполнителей на эуфониуме:

  • Steven Mead (Англия)
  • Rich Matteson (США)
  • Demondrae Thurman (США)
  • Nicholas Childs (Англия)
  • David Werden (США)
  • Brian Bowman (США)
  • Arthur Lehman (США)
  • David Childs (Англия)
  • Leonard Falcone (Италия)
  • Adam Frey (США)
  • Robbert Vos (Нидерланды)
  • Bente Illevold (Норвегия)
  • Simone Mantia (Италия)